NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT

лый; здесь говорится о более тяжелом типе жернова, который вращался с помощью осла, тогда как с легким могла справиться и женщина. Поскольку иудеи рассматривали это наказание как нечто ужасное — то, чтомогут совершить язычники, — оно выглядело еще более отвратительным.

17:3,4. Личное обличение, "покаяние и прощение были основными постулатами еврейского благочестия. Еврейские учителя подвергали сомнению искренность покаяния, если человек намеревался продолжать, но икак знатоки закона, которые исследовали принципы, заложенные в законе, Иисус представляет здесь теоретический случай: если человек искренне кается каждый раз, вы должны простить его.

17:5-10 Вера служителей

17:5,6. В древней еврейской литературе иногда используется образ смоковницы, которая имеет разветвленную корневую систему, прочно удерживающую дерево в земле. Горчичное зерно стало нарицательным для обозначения предельно малого.

17:7-10. У большинства рабовладельцев рабов было немного; одни и те же рабы работали на поле и готовили пищу. У рабов не было возможности выбора, работа была их обязанностью. Господа считали ниже своего достоинства вкушать пищу со своими рабами и никогда не ели вместе со слугами. Смысл данной притчи в том, что вера возрастает, если трудиться над ней, как отдаются работе верные слуги и рабы; назначение веры — служение, вера не является самоцелью.

17:11-19 Благодарный самарянин

17:11,12. Проказа в древние времена была ужасной кожной болезнью (в более широком понимании, чем современная проказа), и по библейским предписаниям прокаженный должен был жить вне общества (Лев. 13:45,46), хотя Библия не заходит так далеко, как многие еврейские учителя, которые причиной проказы считали наказание за грех. Прокаженные, таким образом, были изгоями общества, которых большинствоздоровых людей старались не замечать.

17:13. Прокаженные приблизились к Иисусу со смирением, как предписывалось в Ветхом Завете приближаться к Богу или Его представителю для молитвы.

17:14. В Библии предусматривались специальные жертвоприношения по случаю излечения от проказы (Лев. 14:1—32). Направляя их к священнику, Иисус не нарушил закона и не оскорбил священников. 

1

7:15—19. Самаряне считали себя благочестивыми, но иудеи видели в них людей, далеких от религии, и правоверные евреи избегали тесных контактов с ними. Эта неприязнь придает особую окраску всей истории. Тот факт, что самарянин мог странствовать вместе с прокаженными евреями между Самарией и Галилеей (ст. 11), подчеркивает, что проказа стирала даже социальные грани: изгоями становились люди независимо от своего социального происхождения.

17:20-37 Природа грядущего Царства

17:20,21. Хотя евреи признавали верховную власть Бога в настоящем, все их устремления и надежды были обращены к грядущему небесному Царству, которым Бог управляет безраздельно. Еврейские учителя спорили о времени наступления Царства: либо в назначенное время, сокрытое от смертных, либо тогда, когда весь Израиль придет к "'покаянию. Говоря, что Царство Божье уже присутствует среди людей, Иисус имеет в видуявление в мир мессианского царя.

17:22. В еврейской литературе будущая эпоха иногда фигурирует под названием «дни, или время, Мессии». В некоторых текстах говорится о периоде (иногда в сорок лет), когда Мессия поведет Израиль на войну против его врагов перед концом света; другие пишут о периоде воцарения Мессии после того, как будут уничтожены эти враги.