NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT

19:5. Напрашиваться в гости в чей-то дом было не принято, даже для людей, занимавших высокое положение в обществе. Благочестивые иудеи считали зазорным входить в дом мытаря и есть его пищу; поскольку люди, которые позволили себе занять должность сборщика налогов, т. е. недостаточно религиозные, могли употреблять в пищу продукты, не заботясь о том, отдана ли с них десятина, фарисеи не доверяли их угощению. Иудеи считали, что назвать незнакомого человека по имени (как в данном случае Иисус — Закхея) способен только пророк.

19:6—8. Тот факт, что Закхей стремится воздать в ответ на милость, а не получить ее, согласуется с принципом служения Иисуса, но отличается от традиционных представлений того времени (как, вероятно, и от практики наших дней). Его обещание раздать нищим часть своего имения позволяет подозревать его во взяточничестве, т. е. своего рода воровстве (Исх. 22:1 —4). Его воздаяние превосходит дары, предусмотренные фарисейскими законами, которые требовали пяти- или четырехкратного возмещенияУбытков за украденного быка или овцу только в случае, если вор заколол или продал их, и только если это подтверждалось нужным числом свидетелей. В древней литературе о взаимоотношениях учеников и учителей Щедрый дар ученика в определенной мере свидетельствовал о его преданности своему Учителю.

19:9,10. Большинство евреев верили, что спасение принадлежит всем израильтянам как потомкам Авраама, кроме тех, кто был исключен из израильского общества за совершенные преступления. В Иез. 34:6 и 11 Бог берет на Себя поиск заблудших овец, поскольку религиозные вожди Израиля с этим не справились (это косвенно выявляется и в других местах, напр.: Прем. 6:16).

19:11-27 Извлечь пользу из ожидания

19:11. Иерихон времен Нового Завета находился примерно в 17 милях от Иерусалима и около мили к югу от старого города Иерихона (ветхозаветной эпохи).

Если бы Иисус был Мессией, который провозглашал Царство и спасение «ныне» (19:9), то Его еврейские слушатели, естественно, подумали бы, что царство наступит незамедлительно (Деян. 1:6). Освобождение из-под римского ига и покорение других язычников были в числе наиболее важных примет наступления Царства.

19:12. Иисус использует образ, в котором Его слушатели могли узнать Ирода Великого (40 г. до н. э.) и его сына Архелая (4 в. до н. э.), которым пришлось отправиться в Рим, чтобы получить право на управление Иудеей.

19:13. Каждый раб получил по мине, что составляет около ста дневных зарплат, которые они, вероятно, доверили меновщикам денег. Из-за крайне высоких процентных ставок в греко-римском мире и небольшого числа людей, которые владели свободным капиталом, те, кто вкладывал свои деньги в бизнес, могли быстро увеличить свои доходы.

19:14. То, что описывает этот стих, произошло с сыном Ирода, Архелаем, который не пользовался народной любовью. Посольство из пятидесяти народных представителей было направлено в Рим, чтобы воспрепятствовать его воцарению. Аналогичным образом, его отец, Ирод Великий, должен был бороться до 37 г. до н. э, чтобы получить, наконец, возможность править своим царством (которое уже было официально отдано ему римлянами).

19:15-19. Способы получения доходов, к которым прибегают здесь рабы, типичны для того времени; в обычае у правителей было и награждение рабов, проявивших административные таланты. Римляне допускали,чтобы их вассальные цари назначали местных чиновников по своему усмотрению.

19:20. Этот раб не только не вложил деньги в дело, как наказал ему царь, но, вопреки здравому смыслу (19:13), даже не сберег их обычным образом, например, отдав деньги в рост меновщику, поместив их в сокровищницу в храме или просто содержа их в безопасном месте. Держать деньги завернутыми в платке считалось самым безответственным способом обращения с деньгами, что свидетельствует либо о тупости, либо о предательстве раба (ср. ст. 14).

19:21. Возражение раба («берет то, чего не клал») может означать, что царь берет деньги, которые не откладывал, и, возможно, незаконно присвоенные.

19:22-26. Зная, что хозяин любит получать прибыль без затрат, рабу следовало бы догадаться, что хозяин надеялся получить с этой мины хороший доход.

19:27. Восточные цари, придя к власти, часто расправлялись со своими врагами именно так; Ирод Великий предпринял беспрецедентно жестокие меры, чтобы расправиться с оппозицией и установить мир, а его сынАрхелай столь же жестоко мстил всем своим противникам.