NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT
19:28-40 Въезд царя в Иерусалим
19:28,29. Вестников обычно посылали по двое. Приблизившись к Елеонской горе, Иисус и Его сопровождение находятся еще за пределами Иерусалима.
19:30—34. Читатели могли истолковать поступок Иисуса (царя), нанимающего осла, в свете обычая римлян или царских посланников, которые имели право временно реквизировать животное. Хозяева осла, вероятно, рассматривали это как возможность проявить гостеприимство по отношению к гостям, прибывавшим на праздник, или как честь оказать помощь известному раввину. В древности подавляющее большинство людей, в том числе христиан, были бедными; мысль о том, что Господу Иисусу пришлось одолжить осла для торжественного царского въезда в город, не могла не воодушевить их.
19:35. Официальные лица использовали ослов для гражданских, а не военных процессий (3 Цар. 1:38). Таким образом, данный текст описывает не триумфальное шествие в понимании римлян: здесь просто Иерусалим встречает своего кроткого и мирного царя.
19:36,37. Паломников, прибывавших на праздник, обычно приветствовали радостными возгласами, но тексты в 19:37—40 позволяют полагать, что здесь речь идет о гораздо более торжественном событии.
19:38. Это цитата из Пс. 117:26, к которой добавлено слово «Царь». Хвалебные псалмы (Hallef), которые включают Пс. 112-117, регулярно воспевались на празднике Пасхи и еще были свежи в памяти людей; более поздние поколения воспринимали эти псалмы как весть надежды на грядущее искупление. Иисус процитирует этот псалом в Лк. 20:17 в мессианском ключе.
19:39,40. «Камни» могут означать любые камни (3:8), но также и те, из которых построен храм (см.: 19:44; 20:17).
19:41-44 Печальная участь Иерусалима
19:41,42. Как Иеремия или другой пророк, оплакивающий свой народ (напр.: Иер. 6:26; 8:18 — 9:3; Пл. 1:1-4), Иисус здесь плачет о Своем народе.
19:43. «Придут на тебя дни» — типичное выражение, встречающееся у ветхозаветных пророков (напр.: 1 Цар. 2:31; 4 Цар. 20:17; Иер. 31:31). Римляне произвели осаду и разрушили Иерусалим в войне 66-70 гг., примерно через сорок лет после того, как Иисус произнес эти слова.
19:44. Здесь Иисус использует обычную пророческую гиперболу; город был разрушен в 70 г. н. э., но не был сровнен с землей. Дальнейшее его разрушение (в том числе «заполнение» всей долины) имело место после восстания Бар-Кохбы, которое было окончательно подавлено в 135 г. н. э. Ветхий Завет говорит о «посещении» Богом Своего народа в деяниях спасения или суда (напр.: Ис. 23:17); здесь это понятие относится к миссии Иисуса.
19:45-48 Преобразование храма
Дополнительную информацию см. в ком-мент. кМк. 11:15-19.
19:45. Продавцы были нужны в храме для того, чтобы прибывшие на праздник иудеи