NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT

19:41-44 Печальная участь Иерусалима

19:41,42. Как Иеремия или другой пророк, оплакивающий свой народ (напр.: Иер. 6:26; 8:18 — 9:3; Пл. 1:1-4), Иисус здесь плачет о Своем народе.

19:43. «Придут на тебя дни» — типичное выражение, встречающееся у ветхозаветных пророков (напр.: 1 Цар. 2:31; 4 Цар. 20:17; Иер. 31:31). Римляне произвели осаду и разрушили Иерусалим в войне 66-70 гг., примерно через сорок лет после того, как Иисус произнес эти слова.

19:44. Здесь Иисус использует обычную пророческую гиперболу; город был разрушен в 70 г. н. э., но не был сровнен с землей. Дальнейшее его разрушение (в том числе «заполнение» всей долины) имело место после восстания Бар-Кохбы, которое было окончательно подавлено в 135 г. н. э. Ветхий Завет говорит о «посещении» Богом Своего народа в деяниях спасения или суда (напр.: Ис. 23:17); здесь это понятие относится к миссии Иисуса.

19:45-48 Преобразование храма

Дополнительную информацию см. в ком-мент. кМк. 11:15-19.

19:45. Продавцы были нужны в храме для того, чтобы прибывшие на праздник иудеи

могли купить здесь жертвенных животных. В Псалтири, у пророков и еврейских учителей высказывается одна и та же мысль: молитва и чистое сердце стоят больше, чем жертвы; но при этом жертвоприношения кактаковые не отрицаются. Иисус здесь выступает не против жертвоприношений (ср.: Деян. 21:26), но сосредоточивает внимание на ритуале, в основе которого отсутствуют истинные взаимоотношения с Богом (см.: Лк. 19:47). Даже если бы Он очистил весь храм, продавцы все равно не остались бы под открытым небом.

19:46. Один текст, который цитирует Иисус, — это часть Ис. 56:7, относящаяся к будущему восстановлению храма, когда благочестивые язычники тоже придут молиться в храм; но вместо этого храм стал «вертепом разбойников» из Иер. 7:11. Иеремия называет его так, потому что храм был убежищем для тех, кто уходил от Божьего суда; на земле процветала несправедливость, но народ не ждал суда, уповая на свое ритуальноеблагочестие (Иер. 7:1—15).

19:47. Во дворах храма учили и другие учителя. Религиозная верхушка, в ведении которой находился храм, была заинтересована в том, чтобы не допустить сюда предполагаемых мессий (особенно мятежников) илюбых других противников храма. Осквернение священных внутренних дворов храма было одним из тех преступлений, за которое римляне давали право иудейским властям автоматически приговаривать виновных к смертной казни. Хотя акция Иисуса во внешнем дворе не могла быть квалифицирована как осквернение священной территории, Его действия должны были привести в ярость старейшин и первосвященников и были прямым вызовом религиозным властям. 

19:48. Эти вожди обладали официальной властью, но не пользовались такой популярностью среди простых людей в еврейской Палестине, как фарисеи и Иисус.

20:1-8 Какой властью?

20:1,2. Религиозные вожди, управлявшие храмом, знали, что Иисус не получил никаких прав действовать ни от римских властей, ни от них самих. Они вообще не признали бы законной ничью власть, кроме их собственной, равно как и не признали бы кого либо другого наделенным божественным авторитетом, полагая, что Бог наделил полномочиями управлять храмом только их.

20:3,4. Вопрос Иисуса об Иоанне Крестителе касается принципа, на котором основывалась деятельность посланников: по еврейскому закону, уполномоченный посланник был наделен всей полнотой власти того,кто его послал, и действовал от его имени. Понятие «небеса» использовалось у евреев как синоним имени Бога.