NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT

22:15,16. Обеты воздержания были характерны для палестинского иудаизма: «Я не буду есть того-то и того-то, пока не произойдет то-то» или «Я не буду использовать то-то и то-то до тех пор, пока не произойдет соответствующее событие». В еврейских преданиях наступление "Царства часто изображается как пир. На обычных трапезах, а также на Пасху перед едой полагалось вознести благодарение над чашей с вином.

22:17—19. Хозяин дома обычно воздавал благодарность за хлеб и вино перед каждой едой, но особо торжественно — перед началом пасхальной трапезы. Мы не должны воспринимать слова «сие есть Тело Мое» в буквальном смысле, так же как и традиционную пасхальную формулу, которую евреи произносили, воздавая благодарность за пасхальный хлеб: «Это хлеб страданий, который ели наши предки, когда они вышли из Египта».

22:20. Договоры заключались через пролитие крови жертвы; Бог искупил Свой народ из египетского рабства через кровь пасхального агнца. «За вас» — вероятно, аллюзия на Ис. 53 (см. коммент. к Мк. 10:45). В традиционном пасхальном ритуале хлеб и вино имели символическое значение, и произносилось благословение над чашей. Но в этом ритуале чаша с вином не трактовалась как кровь, потому что еврейский закон и традиция категорически запрещали даже мысль о том, что можно пить кровь животного, а тем более человеческую.

22:21. В глазах еврейских читателей предательство одного из участников совместной трапезы было кощунством, поскольку это

нарушало законы гостеприимства и тесные дружеские связи, которые объединяли людей за совместной трапезой.

22:22,23. Большинство приверженцев иудаизма в древности подчеркивали одновременно и суверенность Бога, и свободную волю человека как неотъемлемую составляющую их взаимоотношений. (Современныевоззрения, которые усматривают здесь противоречия, базируются на греческой логике, игнорируя целостность еврейского, или библейского, мышления.)

22:24-30 Возвышение слуг

22:24,25. Иудеи были хорошо знакомы с языческой моделью власти: на древнем Ближнем Востоке правители издавна возводились в ранг божества и были тиранами; греческие правители восприняли эту модель, практически воплотив ее в жизнь на территории большей части Восточного Средиземноморья. Евреи рассматривали римского императора и его вассальных князей (которые не отличались особой заботой осохранении национальной самобытности еврейского народа) примерно в одном ключе. Представители власти, которые с высоты своей позиции могли иногда достаточно благосклонно относиться к своим подчиненным, считались «благодетелями»; в греческих кругах практика благотворительности широко поощрялась. Напоминание Иисуса о том, что ученики, которые желают власти, поступают как язычники, равнозначно предостережению не делать этого.

22:26. В древности статус человека часто определялся возрастом; самый молодой заслуживал наименьшего уважения. Раб был всегда бесправным и не имел никакого социального статуса по сравнению со своим господином (независимо оттого, какое положение занимали рабы по отношению к крестьянам и другим людям, которые находились на более низкой социальной ступени по сравнению со своими господами).

22:27. Рабы и слуги прислуживали господам за столом. «Возлежание» — обычная греческая поза за едой, которую палестинские евреи переняли у них для торжественных трапез.

22:28-30. В еврейской литературе Царство часто изображалось как время, когда Израиль будет приглашен на пир, приготовленный для него; традиционное ожидание евреев, связанное с грядущим Царством, —восстановление потерянных колен Израиля. Те, кто «судил» Израиль в Ветхом Завете, властвовали над ним.

22:31-38 Накануне отречения

22:31,32. Пшеница просеивалась для очищения от посторонних примесей; см. об этом образе у Амоса (9:9). О веянии пшеницы для удаления плевел см. в коммент. к Мф. 3:12. Упоминаемое здесь требование "сатаны, вероятно, основано на Иов. 1:6-12 и 2:1-6, где сатана пытается обвинить Иова перед небесным судом (евр. слово «сатана» означает «противник», т. е. обвинитель).

22:33,34. В древних источниках пение петуха обычно считается верным признаком наступления рассвета (см. напр.: Апулей, «Метаморфозы», 2.26; 3 Мак. 5:23; Вавилонский Талмуд Berakot 60b). Но некоторые комментаторы отмечают, что в Палестине ночное пение петуха может периодически повторяться в течение ночных страж, начиная с половины первого ночи; второе пение раздается обычно около половины второгоночи. В любом случае здесь речь идет о том, что отречение неотвратимо.