NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT

22:24,25. Иудеи были хорошо знакомы с языческой моделью власти: на древнем Ближнем Востоке правители издавна возводились в ранг божества и были тиранами; греческие правители восприняли эту модель, практически воплотив ее в жизнь на территории большей части Восточного Средиземноморья. Евреи рассматривали римского императора и его вассальных князей (которые не отличались особой заботой осохранении национальной самобытности еврейского народа) примерно в одном ключе. Представители власти, которые с высоты своей позиции могли иногда достаточно благосклонно относиться к своим подчиненным, считались «благодетелями»; в греческих кругах практика благотворительности широко поощрялась. Напоминание Иисуса о том, что ученики, которые желают власти, поступают как язычники, равнозначно предостережению не делать этого.

22:26. В древности статус человека часто определялся возрастом; самый молодой заслуживал наименьшего уважения. Раб был всегда бесправным и не имел никакого социального статуса по сравнению со своим господином (независимо оттого, какое положение занимали рабы по отношению к крестьянам и другим людям, которые находились на более низкой социальной ступени по сравнению со своими господами).

22:27. Рабы и слуги прислуживали господам за столом. «Возлежание» — обычная греческая поза за едой, которую палестинские евреи переняли у них для торжественных трапез.

22:28-30. В еврейской литературе Царство часто изображалось как время, когда Израиль будет приглашен на пир, приготовленный для него; традиционное ожидание евреев, связанное с грядущим Царством, —восстановление потерянных колен Израиля. Те, кто «судил» Израиль в Ветхом Завете, властвовали над ним.

22:31-38 Накануне отречения

22:31,32. Пшеница просеивалась для очищения от посторонних примесей; см. об этом образе у Амоса (9:9). О веянии пшеницы для удаления плевел см. в коммент. к Мф. 3:12. Упоминаемое здесь требование "сатаны, вероятно, основано на Иов. 1:6-12 и 2:1-6, где сатана пытается обвинить Иова перед небесным судом (евр. слово «сатана» означает «противник», т. е. обвинитель).

22:33,34. В древних источниках пение петуха обычно считается верным признаком наступления рассвета (см. напр.: Апулей, «Метаморфозы», 2.26; 3 Мак. 5:23; Вавилонский Талмуд Berakot 60b). Но некоторые комментаторы отмечают, что в Палестине ночное пение петуха может периодически повторяться в течение ночных страж, начиная с половины первого ночи; второе пение раздается обычно около половины второгоночи. В любом случае здесь речь идет о том, что отречение неотвратимо.

22:35. См. коммент. к 9:3.

22:36-38. Упоминая о мече, Иисус не призывает к насилию, в отличие от зилотов (ср.: Псевдо-Фокилид, 32—34; Фокилид — греческий поэт VI в. до н. э.). Иисус призывает к временному и символическому акту — двух мечей достаточно (ст. 38), чтобы Его можно было обвинить в мятежных намерениях и, следовательно, «причесть к злодеям» в соответствии с Ис. 53:12. (О "мессианском аспекте Ис. 53 ом. в коммент. к Мф. 12:15-18.) Без верхней одежды ночью человек мог замерзнуть и простудиться, но Иисус говорит, что это лучше, чем если ученики окажутся невооруженными в предстоящем конфликте.

22:39-46 О тех, кто готов и кто не готов

22:39. Путь из дома, где они совершали трапезу в верхней горнице, до Елеонской горы занимал не менее пятнадцати минут.

22:40. Они могли добраться до Гефсимании в десять или одиннадцать часов вечера (что считалось поздним временем, поскольку сельскохозяйственные работы и деловые операции совершались при дневном свете). В пасхальную ночь евреи обычно долго не ложились спать, беседуя об искуплении, которое совершил Бог. Ученики должны были найти в себе силы бодрствовать; они, вероятно, во все предыдущие пасхальные ночи всвоей жизни ложились спать очень поздно. «Искушение» здесь означает испытание. Учитывая использование этого понятия в еврейском религиозном обиходе, можно предположить, что Иисус сказал следующее: «...чтобы не пасть жертвой испытания, которое вам предстоит».

22:41,42. О «чаше суда» см. в коммент. к Мк. 10:39.

22:43—46. Ученики должны были стоять на страже, как привратники или часовые на посту. Некоторые древние источники сообщают об этом редком явлении — кровавом поте. Неизвестно, имеет ли Лука в виду это явление, или просто говорит, что пот стекал с Иисуса ручьями, как кровь.