NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT

23:2. Выражение «Христос Царь» стало обычным титулом Мессии; «Мессия» означает просто «помазанный» (•£ по-гречески — Христос), но люди обычно этот титул относили к царю из династии Давида, с кем они связывали надежды на восстановление "Царства для Израиля.

Несмотря на все, сказанное Иисусом (20:22—25), религиозные вожди истолковали мессианские притязания Иисуса единственно понятным для них образом: они причислили Его к мятежным пророкам,революционерам. В те дни таких мятежников было немало, и самым известным из мессианских военных мятежей было восстание Бар-Кохбы, который привел свой народ к кровавой драме в 132—135 гг. н. э. Такие политические мессии угрожали религиозной власти и были особенно опасны для Рима.

23:3,4. Пилат, очевидно, понимает ответ Иисуса в религиозном, а не в политическом смысле, а потому не считает, что этот случай относится к гражданской юрисдикции Рима. Более того, натянутые отношения Пилата с религиозными вождями были широко известны . О характерной для Луки теме оправдания христиан римскими властями см. в обсуждении правовых целей Луки во введении к коммент. к Книге Деяний.

23:5. Некий галилеянин возглавил в 6 г. н. э. восстание против высоких налогов; жители Иудеи считали себя выше галилеян, хотя в Галилее было много городов, и ее контакты со средиземноморской культурой были достаточно обширными.

23:6,7. Ирод Антипа приезжал в Иерусалим на время религиозных праздников и, вероятно, останавливался в старом дворце Хас-монеев (Маккавеев). Пилат имел право допрашивать Иисуса, если Он совершилпреступление на территории, находившейся под его юрисдикцией; но иногда производилась экстрадиция, и Антипа имел возможность судить Иисуса за преступление, совершенное в Галилее. Отказавшись от своего права юрисдикции, Пилат мог отстраниться от этого дела.

23:8—10. Это был тот Ирод, который убил Иоанна Крестителя; ср. коммент. к Мк. 6:14—29. Многие люди желали увидеть знамения или чудеса; в некоторых популярных историях того времени рассказывается, что любопытство приводило к большим неприятностям, связанным с действиями магов. Из всех четырех Евангелий только у Луки говорится о двух слушаниях перед наместником, между которыми была встреча с Иродом. Из Книги Деяний известно о двух судах над Павлом, которые производили прокураторы, и о разборе его дела другим Иродом — Агриппой II. Древние греко-римские историки любили проводить параллели между историческими личностями.

23:11. Светлые одежды могли быть белыми одеждами, в которые облачались иудейские цари. Это было злой насмешкой над Иисусом со стороны телохранителей Антипы.

23:12. Ирод и Пилат имели много причин для взаимного отчуждения и неприязни; так, Антипа вмешался в дело, связанное с посвященными щитами (этот случай описан у Филона). Пилат использовал средства изхрамовой казны на строительство акведука; даже событие, описанное в Лк. 13:1, могло быть использовано в качестве провокации. Учитывая тщеславные устремления Ирода Антипы, маячащая перед ним перспективавозможного влияния в Иерусалиме могла способствовать «дружбе», которую в высших кругах принято называть политическим альянсом.

23:13-25 Пилат и народ

23:13—17. О мотивах оправдания христиан римскими властями см. во введении к коммент. к Книге Деяний.23:18—25. Как отъявленный мятежник, Ва-равва казался Пилату гораздо более опасным, чем Иисус. Римляне славились своей любовью к справедливости, а также умением вести диалог с толпой; сам императоруспокаивал толпы народа на площадях, требовавшие хлеба и зрелищ, а народные возмущения заставили Пилата убрать из Иерусалима римские штандарты. Справедливость к отдельной личности была отдана вжертву политической целесообразности и поддержанию мира; так, римский солдат, который сжег свиток закона, был казнен, чтобы погасить растущее возмущение еврейского народа, — но вовсе не потому, что римляне были серьезно озабочены сохранением еврейских религиозных книг.

23:26-32 Путь на Голгофу

23:26. Преступники обычно сами несли свой крест (вернее, его горизонтальную перекладину), но в данном случае к этому был подключен и посторонний, поскольку Иисус очень ослабел в результате жестокого избиения, которое описывается вдругих Евангелиях.

Кирены расположены на территории нынешней Ливии, в Северной Африке; там была большая еврейская община; «Симон» — типичное еврейское имя. Еврейские паломники со всего Средиземноморья прибывали вИерусалим на Пасху. Римские солдаты могли заставить любого человека нести их поклажу. Поскольку по праздникам работать запрещалось, Симон шел не после работы в поле — он, возможно, опоздал на праздники теперь спешил в город или возвращался из дома, где остановился на время праздника.

23:27. Посмотреть на казнь обычно собиралось много народа. Благочестивые иерусалимские женщины часто приходили оплакивать осужденных, нередко принося с собой обезболивающие средства для облегчения страданий жертвы. (После смерти казненного преступника оплакивать его запрещалось по закону; но еврейские патриоты сочувствовали своим братьям-иудеям, которые были осуждены римлянами на смерть как мятежники.) В древности женщины обычно выражали свои чувства во время траура более эмоционально, чем мужчины.