NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT

3:3,4. Иисус, авторы книг Ветхого Завета и некоторые авторы апокалипсисов предсказывали скорбное время перед самым концом земной истории. Эти страдания будут сопровождать проповедь Евангелия (согласно Иисусу; ср.: Мк. 13:9—11) и приведут к покаянию Израиль (согласно Ветхому Завету, напр.: Иер. 30:7; Дан. 12:1; ср.: Втор. 4:30; Ис. 26:20,21). Если здесь речь идет об этом, то христианам предстоит выдержать такие испытания и избежать гнева Господня при Его втором пришествии (1:10; 5:9; ср.: Деян. 14:22).

3:5—8. Авторы древних писем часто жаловались, что их чувства были задеты, когда они не получали быстрого ответа на свои послания; это свидетельствовало о их любви. Поскольку письма передавались толькос оказией, Павел, однако, не ожидал, быстро услышать новости от странников, особенно если учесть, что найти Павла было для них не просто; ему самому было легче послать кого-нибудь, чем наоборот. Даже его сетования по поводу того, что он не знает, в каких обстоятельствах они находятся, отражают его любовь к ним, как заботливого родителя.

3:9,10. Павел подводит итог или добавляет благодарности (см. коммент. к 1:2; ср.: Пс. 115:13). Большинство людей ночью спят, а молитва ночью в Ветхом Завете и в еврейской литературе была признаком особого посвящения (в Ветхом Завете см., напр.: Пс. 21:3; 41:9; 62:7; 76:3,7; 118:55, 148). Выражение «чего недоставало вере вашей» (3:10) может быть адекватно надежде (3:6; ср.: 1:3; 5:8), о которой Павел рассуждает в 4:13 - 5:11.

3:11-13 Молитва Павла

В большинстве посланий молитва следует непосредственно за благодарением; поскольку молитва здесь начинается в 3:11, некоторые комментаторы предполагают, что Павел завершает благодарности только в 3:9,10. Но просто Павел мог следовать другому формату письма, который отличается от использованного им позднее.

3:11. В иудаизме «молитвы-пожелания» (адресованные тем, кому они предназначены) были обычны для истинно верующих; они возносились в надежде, что Бог услышит их. В ст. 11 звучит мотив искренних пожеланий своим возлюбленным братьям.

3:12. Благодарения и молитвы могут предварять темы, которые рассматриваются далее в письме, что особенно характерно для посланий Павла; он возвращается к теме «любви» в 4:9 и «внешних» в 4:12.

3:13. Учения Ветхого Завета, иудаизма и Иисуса также предвосхищали упование на грядущее, что придавало смысл переживаниям и помогало стойко переносить трудности. Выражение «святые» относится здесь к народу Божьему (4:14) или к святым ангелам (Зах. 14:5); в еврейской литературе все они назывались «святыми». Павел обычно использует этот термин по отношению к народу Божьему.

4:1-8 Чистота сексуальных отношений

В данном разделе речь идет о блуде, распутстве (4:3). Павел, возможно, узнал о каком-то конкретном случае в общине или, может быть, все еще продолжает эту актуальную тему в связи с известной всем сексуальнойраспущенностью язычников; следует учесть и его пребывание в Коринфе, городе, который вошел в поговорку из-за процветавшего там разврата. Неженатые греческие мужчины (моложе тридцати лет) обычно вступали в связь с проститутками, рабами и практиковали гомосексуализм; греческая религия и культура не ставили этому никаких преград.

4:1,2. Передачу слов и мыслей ранних учителей богословы называют традицией, или преданием. Павел и его помощники провели много времени в Фессалонике, передавая новообращенным изречения Иисуса; в 

4:3 — 5:11 Павел возвращается к некоторым из них.

4:3. В греческой и римской практике допускалась сексуальная связь с проститутками и рабами. По римскому закону добрачные половые отношения мужчин запрещались лишь в том случае, если они имели место между аристократом и женщиной из высшего общества (это называлось stuprum — бесчестье, позор, разврат). Иудаизм гораздо строже подходил к этому, связывая сексуальные отношения рамками брака (хотя из литературы известно, что некоторые еврейские мужчины впадали в греховные добрачные и внебрачные сексуальные связи). Павел осуждает распутство любого рода, хотя здесь он фокусирует свое внимание наособом примере (4:6). Он придерживается ветхозаветной точки зрения о том, что сексуальные связи мужчины до брака с другой женщиной, не со своей будущей супругой, — это оскорбление именно будущейсупруги, а потому рассматривается как еще одна форма прелюбодеяния (Втор. 22:13—29). (Это утверждение, конечно же, не означает, что иудаизм разрешал добрачные половые отношения мужчины со своей будущейсупругой, — с позиций ветхозаветного установления, по которому брак рассматривался как завет-договор; здесь просто подчеркивается, что сексуальные связи до брака с кем-то другим рассматривались как тяжкое оскорбление будущей супруги.)

4:4. «Сосуд» — это обычная метафора для обозначения тела в греческой и еврейской литературе диаспоры; изредка она применялась по отношению к жене (в ряде еврейских текстов и в 1 Пет. 3:7 — в качестве варианта истолкования). Здесь, вероятно, речь идет о «теле», хотя это и не бесспорно.