NEW TESTAMENT. CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT

2:13-3:5 Благодарения, молитва-пожелание и молитвенная просьба

Как и в 1 Фес. 3:9—13, здесь Павел снова возносит благодарность Богу за своих читателей и, прежде чем приступить к наставлению, которому посвящен следующий раздел его послания, произносит молитву-пожелание.

2:13,14. В Ветхом Завет Бог «избрал» Израиль; верующие из язычников были «привиты» к Его народу и часто назывались «избранными» в Новом Завете (см. коммент. к Рим. 9:14-29; ср.: Мф. 24:31). О Духе (часто связанном с духовным очищением в ряде течений иудаизма) и освящении см. в коммент. к 1 Фес. 4:7,8. О «славе» см. в коммент. ко 2 Фес. 1:10,12.

2:15. Фарисеи подчеркивали, насколько важно передавать предания и учения более ранних учителей со скрупулезной точностью. Павел передал фессалоникским верующим учение Иисуса, ссылки на которое ончастично приводит в этой главе.

2:16,17. Здесь Павел предлагает молитву-пожелание, молитву к Богу, адресованную как пожелание для конкретного человека. Такие утверждения, хотя и не прямо обращенные к Богу, рассматривались как молитвы к Богу и на них ожидались ответы от Него.

3:1—4. Молитвенная просьба о том, чтобы слово Божье «распространялось» (букв.: «бежало»), вероятно, перекликается с образом из Пс. 147:4. У фессалоникийцев это могло вызывать ассоциации с бегунами,преодолевающими дистанцию в спортивных соревнованиях.

3:5. Павел завершает свою мысль другой молитвой-пожеланием (см. коммент. ко 2:16,17).

3:6-15 Против праздности

3:6. Павел действует от имени Иисуса, как Его представитель. В этот период слово «бесчинно» обычно означало «праздно», что хорошо согласуется с контекстом. Такая группа праздных людей могла возникнуть вцеркви среди тех, кто презирал ручной труд или ошибочно считал, что День Господень пришел, а потому нет необходимости в таком труде (2:2). Но более вероятно, что они восприняли особые философские воззрения (напр., киников) и соответствующий образ жизни (см. коммент. к 3:11,12). Праздные люди, как известно, проводили все свое время на городской рыночной площади, которая была в каждом греческом городе (в том числе в Фессалонике — Деян. 17:5); некоторые из них могли быть истинно обращенными, но еще не оставившими свой прежний образ жизни.

3:7—9. Учителя обычно призывали своих учеников подражать им в жизни. О труде Павла и его соработников см. в коммент к 1 Фес. 2:9. Как указывают некоторые комментаторы, выражение «есть хлеб», по-видимому, было еврейской метафорой образа жизни (см., напр.: Быт. 3:19).

3:10. Хотя высказывание Павла не имеет явных параллелей с другими текстами, некоторые еврейские и греческие выражения обнаруживали близкий смысл. В иудаизме отчетливо подчеркивалось нравственноезначение труда, а благотворительности придавалось большое значение. В притчах неоднократно говорилось о необходимости оказывать помощь обездоленным и об ответственном отношении к труду тех, кто могтрудиться. Слово «есть» относится либо к пище, которую предоставляют другие верующие (ср.: 3:12), как, например, в синаго-гах, где заботились о нуждающихся иудеях, либо к пище, которая подавалась на общихцерковных трапезах (ср.: 3:14), как это обычно практиковалось в религиозных организациях и в греко-римском мире.

3:11,12. О выражении «ели свой хлеб» см. в коммент. к 3:7—9. «Суетятся», т. е. живут праздно или создают видимость активной деятельности, растрачивая время на пустяки, — или то и другое вместе. Некоторыехристиане, очевидно, избрали для себя такой стиль жизни, характерный как для странствующих философов, так и для Павла с помощниками. Но хотя Павел и его сотрудники решительно отстранились от «плохих» философов-киников (см. коммент. к 1 Фес. 2:1—12), некоторые фессалоникийцы могли полностью придерживаться взглядов киников, но, в отличие от Павла, киники не работали, а просили милостыню.

3:13. «Делая добро» — речь здесь идет, в том числе, и о благотворительности, как в иудаизме; Павел не хотел, чтобы его читатели неверно поняли его предыдущие высказывания.

3:14,15. Для членов ""синагоги предусматривались разные уровни дисциплинарных взысканий, которые восприняли и церкви (за исключением физического наказания). Даже в более поздних предписаниях рав-винов, которые не допускали разнообразную практику наказаний, имевшую место во времена Павла, окончательное исключение из общины означало, что этот человек считался неверным, а потому подвергалсяпроклятию (ср.: 1 Тим. 1:20; 1 Кор. 5:5; Мф.18:15—20); но и не столь строгие наказания, которые еще позволяли рассматривать верующего членом религиозного сообщества, тоже были. Ессеи также прибегали к разного рода дисциплинарным мерам по отношению к членам своей общины.