Новозаветное учение о Царстве Божием

1) Чему уподобляется здесь Царствие Божие? С какой из разобранных притч она сближается? В чем их сходство и различие?

Черты Царствия Божия здесь: 1) призвание всех вступить в него (это момент его универсальности); 2) извержение из общества святых (пирующих) недостойного, вступившего в него без соответствующей подготовки (это момент эсхатологический). Притча имеет таким образом два логических центра, две темы. Первой является приточное изображение истории Церкви; второй — описание окончательного разделения, момент Страшного Суда. Согласно этим двум темам притчи и следует изучать ее. Предварительно однако следует сравнить ее с другими притчами, а также выяснить различия ее редакции у Мф. и Лк. Из предшествовавших притч она более всего сходствует с притчей о неводе. И там и тут указывается на универсальный характер Царствия Божия, и там и тут в него призываются все, оно захватывает всех — добрых и злых без различия. Но и тут и там это смешение только временное — до Страшного Суда, когда происходит последнее разделение, как бы сортировка добра и зла, и то и другое получает заслуженную судьбу. Однако есть и существенные различия между этими двумя притчами. Притча о неводе говорит об объективном факте захвата Царствием Божиим разных людей; притча о вечере касается субъективного отношения призываемых; факт вступления в Царствие Божие определяется волей человека. В эсхатологическом моменте притча о неводе рисует простое отделение добрых от злых; притча о вечере так же, как и в первом случае, обращается к внутренней стороне этого процесса и объясняет мотивы и основания подобного разделения (разговор с человеком, облеченном не в брачную одежду).

2) Сопоставьте редакции Мф. и Лк. и сделайте отсюда соответствующие выводы. Какие различия существенны, какие нет?

У Мф. рассказывается про брачный пир, звать на который посланы рабы; у Лк. — ужин и созывает на него раб. Эти различия не имеют существенного значения. Не имеют значения и разные редакции ответов приглашенных — общий ответ у Мф. и подробное изложение их у Луки. Далее следует черта, имеющаяся только у Мф. и отсутствующая у Лк.: приглашенные убивают послов- рабов и несут за это наказание (стихи 6-8). Это относится специально к еврейскому народу, неоднократно убивавшему и гнавшему пророков и понесшему за это суровое наказание. Вторичное приглашение новых гостей более развито у Лк., где оно повторяется дважды. На этом притча у Луки кончается (стих 24), у Мф. же она продолжается, образуя второй логический центр и развивая новую мысль, которая может быть рассматриваема как само- стоятельиая притча. Сопоставление текстов и незначительность различий их дают основание предположить, что в данном случае мы имеем не две притчи, а одну, рассказанную в разные времена по разным поводам или же изложенную в двух различных (более сокращенной у Мф. и более пространной у Лк.) редакциях.

2)  На какие слова падает логическое ударение притчи?

В первой теме логическое ударение падает на слова «всех кого найдете — зовите всех»; во второй теме — на противоложении — «много званных, мало избранных».

3)    Имеется ли в последовательных приглашениях всех какая-либо последовательность и закономерность, или же они происходят случайно?

В Царствие Божие призываются все — оно универсально — но все же призвание это происходит в некотором порядке. Указанием на то, что Царствие Божие уготовано для всех, Иисус Христос высказал мысль новую и неожиданную для евреев, ибо в таком случае избрание Израиля должно было толковаться не как право первенства, не как привилегия, а как известное служение, которое могло и должно было окончиться после исполнения возложенных на него задач. Однако последовательность в приглашениях все же указывает на особые черты еврейского религиозного сознания, проявляющаяся в этом народе как в избранном. Ибо первый зов — извещение, что все готово для пира — относится к евреям. Этой притчей Спаситель хотел пробудить подлинное религиозное сознание евреев; и если бы они последовали зову Господа и уверовали в Иисуса Христа, то на земле сразу бы образовалась Церковь призванных, н<о> остались бы, конечно, непризванными и другие народы, но Царство Божие с самого начала получило бы естественную опору и основу в мире. Но это отвержение еврейства, которое последовало в результате их враждебного отношения к Иисусу Христу, означает действительную катастрофу на путях Царства Божия. В плане мировой истории еврейству принадлежит огромное как положительное, так и отрицательное значение. На это указывает и то особое внимание, с которым относился к евреям Господь. Ибо мы не можем видеть в этом вместе с рационалистами национальных симпатий Иисуса Христа к своему народу, но должны истолковать это как реальную богоизбранность еврейства, особую интенсивность и напряженность религиозного чувства у евреев. И это вполне подтверждается духовным обликом таких людей, как например апостол Павел, который помимо своей богодухновенности проявлял такую человеческую настойчивость и живучесть, свойственную только евреям; ариец, испытав то, что испытал он, непременно бы сломался, разрушился. Вообще необходимо помнить, что историческое христианство взошло и вскисло на еврейских дрожжах. И за душу еврейского народа Господь боролся с книжниками и фарисеями, желая их взять и спасти от их мертвого юридизма; «но вы не захотели» (Мф. 23: 37). После отвержения избранного народа, приглашение обращается ко всем прочим людям, под которыми разумеемся и мы.

4)  Какой смысл имеет слепота, хромота и т<ому> п<одобное> приглашенных на пир?

Эти черты не имели бы большого значения, если бы образно не говорили о весьма существенном духовном факте. Ибо пред лицом Бога — все мы уроды, все мы искажения Его замысла о нас. И если бы мы видели себя так, как нас видит Бог, то каждый обнаружил бы в себе и в каждом другом свое специальное уродство. Но, как указывает притча, это уродство не служит препятствием к вступлению в Царствие Божие.

5)  Какое значение имеют слова «убеди войти»? Лк. 14: 23.

В греческом тексте стоит слово αναγκασον (от αναγκη - необходимость), в латинском compelle (intrare), в славянском: понуди. Еще блаж. Августин истолковывал эти слова как оправдание понудительных мер в жизни Церкви и государственного принуждения в вопросах веры. Впоследствии эти слова легли в идеологическое обоснование инквизиции и всяческих религиозных притеснений. В контексте притчи этого смысла нет, и подобное толкование является примером злоупотребления истолкования деталей. Но самый вопрос о compelle (intrare) этим не разрешается и представляет собой большие трудности, ибо если, с одной стороны, религиозные убеждения должны быть совершенно свободными, то, с другой стороны — христианская власть не может быть совершенно безразличной к жизни Церкви и интересам веры.

6)   Что означает брачная одежда?

У нищих, пришедших с улицы, брачной (торжественной) одежды быть не могло. Таковая им должна была быть дана при входе, так что неимение ее означало не недостаток средств, а нежелание почтить брачный пир соответствующим торжеству одеянием. Во всяком случае это неимение брачной одежды в данном случае одиозно. Оно является проступком, виною того, кто пришел на пир не подготовившись, и вследствие этого пир превращается в суд. Дальнейшее повествование притчи есть сокращенная картина Страшного Суда, при котором все открывается, все уродство человеческой души становится ясно видимым (ибо, когда человек только входил, неимение им брачной одежды очевидно не обращало на себя внимания). Дальнейшая его судьба является непосредственным результатом его духовной неподготовленности.