Commentary on the Paremia from the Book of Genesis

Есть предание об Авраме, распространенное на востоке между последова­телями ислама, что в душе самого Аврама происходили колебания, и что над ними он восторжествовал только силой светлого и здравого рассудка Предание это излагается в Коране — в таком виде «когда ночь осенила Аврама, он увидел звезду и сказал вот мои Господь Но когда она зашла, он сказал я не люблю исчезающих светил И когда он увидел восходящую луну, то сказал вот мой Господь Но когда зашла луна, он сказал истинно, если Господь мой не поставит меня на путь истины, то и я буду одним из заблуждающихся И когда он увидел восходящее солнце, он сказал вот мой Господь Это больше звезд и луны Но когда закатилось солнце, он сказал о, народ мой, я оставляю все это Я обращаю лице свое к Тому, Кто сделал небо и землю».

но, во всяком случае, надлежало оградить его от этого пагубного влияния и воспитать вдали от нее для его великого предназначения. Особенно могла угро­жать Авраму и его семейству такая опасность со стороны родства. И потому, как по слову Христа Спасителя истин­ным учеником Его может быть только тот, кто для сохра­нения верности Его учению готов покинуть отца, мать, детей, братьев и сестер, так и будущему отцу верующих для безопасности от приражений суеверия и нечестия над­лежало расстаться не только с родной страной, но и с ближайшим родством. Правда, Авраму и в Ханаанской земле придется жить среди язычников, но здесь, чуждаясь родственных связей с Хананеями, он будет дальше от опас­ности заразиться их суеверием, чем в Харране среди род­ственников. Тяжелая жертва, какую должен был принести Аврам, удаляясь из Харрана, необходима была не только для сохранения веры, но и вместе для того, чтобы укрепить Аврама, как хранителя ее, в послушании и преданности воле Божией. — С этой же последней целью Господь, вызывая Аврама из Харрана, утаил от него ту землю, в которую повелевал идти ему: иди в землю, юже ти покажу. Аврам должен был идти туда, куда сам не знал: какое потребно было для сего самоотвержение и преданность воле Божией! Впрочем, Господь, не называя по имени ту землю, в которую вызывал Аврама, указывал ему, без сомнения, направление его пути, иначе Аврам не пришел бы наконец в ту именно землю, которая была целью его путе­шествия.

2. И сотворю тя в язык велий, и благословлю тя, и возвеличу имя твое, и будеши благословен.

Великая жертва требуется от Аврама, но и великие обетования возвещаются ему за покорность воле Божией. — И сотворю тя, — говорит Господь, — в язык велик, т. е. произведу от тебя народ великий. От Аврама происходят многие народы: измаильтяне, идумеи, амаликитяне, из­раильтяне. Здесь идет речь об одном народе. Это народ израильский, происшедший от внука Аврамова Иакова. Он поистине велик и по многочисленности, — ибо неисчетен, как песок на берегу моря, как звезды на небе (Быт 22, 17), —и по дивной судьбе своей, ибо это народ избранный, единственный до Рождества Христова хранитель истинно­го Богопочтения, и в среде этого народа родился Спаситель мира. — И благословлю тя. Благословение, обещанное Богом Авраму, состоит в благопоспешении Авраму во всех его делах и предприятиях: на всех его делах и предприятиях будет лежать печать особенного благоволения к нему Божия. —И возвеличу имя твое. Не один избранный народ, но и другие народы, имеющие произойти от него, будут вменять себе в честь называть себя потомками его, будут величать имя его, как имя своего родоначальника, и назы­вать его, как особенно близкого к Богу, другом Божиим (Иак 2, 23), под каковым именем он доселе известен на Востоке. Для самих христиан имя Аврама священно, как имя отца всех верующих (Рим 4, 11). Сам Бог будет назы­вать себя Богом Аврама (Исх 3,6). —И будеши благословен. С еврейского выразительнее: «будеши в благословении». Это значит: 1) то, что и Бог по особенному своему благо­волению к Авраму будет не только его благословлять, ущедрять своими милостями, но ради его будет милостив к его потомкам, подобно тому, как ради Давида, раба свое–го, Бог не отнимет милости у его недостойных потомков (Пс 88, 32 — 34); 2) что и люди будут взирать на Аврама, как на источник и на образец благословений Божиих, и потому в молитвах к Богу будут называть Его Богом Авра–мовым, а когда будут выражать свои благожелания кому‑либо, то будут говорить: «да благословит тебя Господь, как Он благословил Аврама» (Быт 28, 4).

3. И благословлю благословящия тя, и кленущия тя проклену: и благословятся о тебе вся племена земная.

И благословлю благословящия тя и кленущия тя проклену. Господь обещает Авраму быть верным и неизмен­ным союзником ему, иметь одних с ним друзей и врагов. Друзей Аврама Он будет благословлять, т. е. посещать своею милостью, взирать на них как на своих друзей, ибо любя и уважая Аврама, они тем свидетельствуют о своем сочувствии к нему, как к избраннику Божию, и свое благо­говение к самому Богу. Но горе кленущим Аврама, не­доброжелателям и врагам его! Господь грозит им своим гневом, взирая на них не как на личных врагов Аврама, а как на врагов царства Божия. Вся история израильского народа свидетельствует об исполнении этой угрозы Бо­жией. Народы, враждовавшие против него — египтяне, амаликитяне, сирийцы, халдеи, греки, римляне не избегли грозного суда Божия. Впрочем, таким отношением Господа к язычникам не оправдывается ненависть к ним евреев. Мне (одному) отмщение. Аз воздам (Евр 10, 30), — говорит Господь. — И благословятся о тебе вся племена земная. Это венец обетований Божиих. Авраму суждено быть ис­точником благословения для всех народов. Каким образом это обетование должно исполниться, о том яснее сказано будет Авраму впоследствии: и благословятся о семени твоем вси языцы земнии (Быт 22, 18). Семя же это есть Христос—Спаситель, происшедший по плоти от Аврама, — как объясняют сие обетование Божие апостолы Петр (Деян 3, 25 — 26) и Павел (Гал 3, 16). Итак, не лично Аврам будет источником благословения для всех народов, но чрез его великого потомка — Христа, Сына Божия.

4. И иде Аврам, якоже глагола ему Господь, и идяше с ним Лот: Аврам же бе седмидесяти пяти лет, егда изыде от (земли) Харран.

Неизвестно, сколько времени прожил Аврам в Харране с отцом своим Фаррою. Судя по тому, что Господь, вызывая его из Харрана, называет эту страну землею его (ст. 1), подобно тому, как этим же именем назван Ур халдейский, где Аврам родился (Деян 7,3), также по тому, что он в Харране успел сделаться зажиточным человеком (Быт 12,5), —долж­но полагать, что он прочно водворился в этой стране, немало жил в ней и привык к ней, как к новому своему отечеству. Но как ни сильна была в нем эта естественная привычка, он поспешил оставить Харран, как только пришло к нему повеление о сем от Бога; до сих пор могла удерживать его в Харране воля отца его Фарры, но теперь не стало этого препятствия: Фарра умер (Быт 11, 32. Деян 7, 4). В год смерти отца сыну было 75 лет. — От Харрана расходились два великих караванных пути, ведшие с одной стороны к бродам Евфрата, с другой к бродам Тигра. Конечно, по указанию Божию Аврам, в сопровождении Лота, держал путь к Евфрату, хотя не знал, в какую землю за этой рекой приведет его Господь.

5. И поят Аврам Сару, жену свою, и Лота, сына брата своего, и вся имения своя, елика стяжаша, и всякую душу, южу стяжаша в  Харране: и изыдоша пойти в землю Ханааню.