Commentary on the Paremia from the Book of Genesis

3. И благословлю благословящия тя, и кленущия тя проклену: и благословятся о тебе вся племена земная.

И благословлю благословящия тя и кленущия тя проклену. Господь обещает Авраму быть верным и неизмен­ным союзником ему, иметь одних с ним друзей и врагов. Друзей Аврама Он будет благословлять, т. е. посещать своею милостью, взирать на них как на своих друзей, ибо любя и уважая Аврама, они тем свидетельствуют о своем сочувствии к нему, как к избраннику Божию, и свое благо­говение к самому Богу. Но горе кленущим Аврама, не­доброжелателям и врагам его! Господь грозит им своим гневом, взирая на них не как на личных врагов Аврама, а как на врагов царства Божия. Вся история израильского народа свидетельствует об исполнении этой угрозы Бо­жией. Народы, враждовавшие против него — египтяне, амаликитяне, сирийцы, халдеи, греки, римляне не избегли грозного суда Божия. Впрочем, таким отношением Господа к язычникам не оправдывается ненависть к ним евреев. Мне (одному) отмщение. Аз воздам (Евр 10, 30), — говорит Господь. — И благословятся о тебе вся племена земная. Это венец обетований Божиих. Авраму суждено быть ис­точником благословения для всех народов. Каким образом это обетование должно исполниться, о том яснее сказано будет Авраму впоследствии: и благословятся о семени твоем вси языцы земнии (Быт 22, 18). Семя же это есть Христос—Спаситель, происшедший по плоти от Аврама, — как объясняют сие обетование Божие апостолы Петр (Деян 3, 25 — 26) и Павел (Гал 3, 16). Итак, не лично Аврам будет источником благословения для всех народов, но чрез его великого потомка — Христа, Сына Божия.

4. И иде Аврам, якоже глагола ему Господь, и идяше с ним Лот: Аврам же бе седмидесяти пяти лет, егда изыде от (земли) Харран.

Неизвестно, сколько времени прожил Аврам в Харране с отцом своим Фаррою. Судя по тому, что Господь, вызывая его из Харрана, называет эту страну землею его (ст. 1), подобно тому, как этим же именем назван Ур халдейский, где Аврам родился (Деян 7,3), также по тому, что он в Харране успел сделаться зажиточным человеком (Быт 12,5), —долж­но полагать, что он прочно водворился в этой стране, немало жил в ней и привык к ней, как к новому своему отечеству. Но как ни сильна была в нем эта естественная привычка, он поспешил оставить Харран, как только пришло к нему повеление о сем от Бога; до сих пор могла удерживать его в Харране воля отца его Фарры, но теперь не стало этого препятствия: Фарра умер (Быт 11, 32. Деян 7, 4). В год смерти отца сыну было 75 лет. — От Харрана расходились два великих караванных пути, ведшие с одной стороны к бродам Евфрата, с другой к бродам Тигра. Конечно, по указанию Божию Аврам, в сопровождении Лота, держал путь к Евфрату, хотя не знал, в какую землю за этой рекой приведет его Господь.

5. И поят Аврам Сару, жену свою, и Лота, сына брата своего, и вся имения своя, елика стяжаша, и всякую душу, южу стяжаша в  Харране: и изыдоша пойти в землю Ханааню.

Лот, племянник Аврама, сын брата его Арана, умерше­го в Уре, последовал за Аврамом не столько, конечно, по естественной привязанности к нему, как своему ближай–шему родственнику и покровителю, сколько потому, что дорожил обществом его, как избранника Божия, следствен­но, по любви к благочестию, — иначе едва ли бы взял его с собой тот, кто должен был по слову Божию оставить сродство. — Сара, жена Аврама, была сестрой его по отцу, но от другой матери (Быт 20,12)—Имения, приобретенные Аврамом и Лотом в Харране, состояли преимущественно из домашнего скота, который составляет главное богатство людей, ведущих пастушескую жизнь, каковую вели и будут вести эти патриархи. —Всякая душа, которую они стяжали в Харране и взяли с собой в путь, — это рабы, или куплен­ные ими в Харране, или народившиеся здесь от прежних их рабов. — И изыдоша в землю Ханааню, — т. е. отправи­лись в путь, который привел их в эту землю. Ханаанскою она названа потому, что уже тогда заселена была народами, произшедшими от 11 сыновей Ханаана, сына Хамова. Гра­ницы ее с севера — горы Ливанские, с юга — Аравийская пустыня, с востока — пустыня Сирийская, с запада — Средиземное море. Окруженная таким образом горами, степями и морями, эта страна, предназначенная в наследие избранному народу, больше, чем всякая другая, благопри­ятна была для воспитания его вдали от языческого влияния. С другой стороны, находясь в средоточии известного тогда мира, на перепутье между Европой (со стороны моря), большей частью стран азиатских и Африкой, эта страна представляла весьма много удобств для распространения повсюду евангельской проповеди.

6. И пройде Аврам землю в долготу ея даже до места Сихем, до дуба высокаго: Хананее же тогда живяху на земли (той).

Вступив в землю Ханаанскую с севера, Аврам продол­жал путь вдоль ее и дошел до Сихема, т. е. до места, где впоследствии возник город Сихем, расположенный между горами Гевалом и Гаризином, в центре страны. — До дуба высокаго. Дуб этот, вероятно, стоял одиноко и принимал под свою широкую тень путников. Может быть, под тою же тенью совершались жертвоприношения. — Хананеи же тогда живяху на земли той. Упоминание о том, что земля была заселена хананеями еще до прибытия сюда Аврама, сделано с той целью, чтобы показать, какая великая вера в обетования Божии потребна будет Авраму, когда он услы­шит, что земля, заселенная сильными и многочисленными племенами, будет принадлежать потомству человека, ко­торый покуда не имел и терял надежду иметь детей от неплодной жены (Быт 11, 30).

7. И явися Господь Авраму и рече ему: семени твоему дам землю сию. И созда тамо Аврам жертвенник Господу явльшемуся ему.

На месте явления Господа в чувственном виде Аврам созидает жертвенник в память этого явления и приносит благодарственную жертву, хотя благодеяние, за которое благодарит, еще только обещается. Вероятно, и после он будет приходить для богослужения на сие место, освящен­ное Богоявлением. Решимость Аврама устроить жертвен­ник истинному Богу среди нечестивого, преданного идо­лопоклонству народа, свидетельствует о мужестве его веры. — В том, что Господь землю, уже принадлежащую одному народу, определяет отдать во владение другому, открывается Его благость к чтителям Его, и грозный суд правды Его к нечестивым хананеям (Быт 15, 16).