Commentary on the Paremia from the Book of Genesis

Лот, племянник Аврама, сын брата его Арана, умерше­го в Уре, последовал за Аврамом не столько, конечно, по естественной привязанности к нему, как своему ближай–шему родственнику и покровителю, сколько потому, что дорожил обществом его, как избранника Божия, следствен­но, по любви к благочестию, — иначе едва ли бы взял его с собой тот, кто должен был по слову Божию оставить сродство. — Сара, жена Аврама, была сестрой его по отцу, но от другой матери (Быт 20,12)—Имения, приобретенные Аврамом и Лотом в Харране, состояли преимущественно из домашнего скота, который составляет главное богатство людей, ведущих пастушескую жизнь, каковую вели и будут вести эти патриархи. —Всякая душа, которую они стяжали в Харране и взяли с собой в путь, — это рабы, или куплен­ные ими в Харране, или народившиеся здесь от прежних их рабов. — И изыдоша в землю Ханааню, — т. е. отправи­лись в путь, который привел их в эту землю. Ханаанскою она названа потому, что уже тогда заселена была народами, произшедшими от 11 сыновей Ханаана, сына Хамова. Гра­ницы ее с севера — горы Ливанские, с юга — Аравийская пустыня, с востока — пустыня Сирийская, с запада — Средиземное море. Окруженная таким образом горами, степями и морями, эта страна, предназначенная в наследие избранному народу, больше, чем всякая другая, благопри­ятна была для воспитания его вдали от языческого влияния. С другой стороны, находясь в средоточии известного тогда мира, на перепутье между Европой (со стороны моря), большей частью стран азиатских и Африкой, эта страна представляла весьма много удобств для распространения повсюду евангельской проповеди.

6. И пройде Аврам землю в долготу ея даже до места Сихем, до дуба высокаго: Хананее же тогда живяху на земли (той).

Вступив в землю Ханаанскую с севера, Аврам продол­жал путь вдоль ее и дошел до Сихема, т. е. до места, где впоследствии возник город Сихем, расположенный между горами Гевалом и Гаризином, в центре страны. — До дуба высокаго. Дуб этот, вероятно, стоял одиноко и принимал под свою широкую тень путников. Может быть, под тою же тенью совершались жертвоприношения. — Хананеи же тогда живяху на земли той. Упоминание о том, что земля была заселена хананеями еще до прибытия сюда Аврама, сделано с той целью, чтобы показать, какая великая вера в обетования Божии потребна будет Авраму, когда он услы­шит, что земля, заселенная сильными и многочисленными племенами, будет принадлежать потомству человека, ко­торый покуда не имел и терял надежду иметь детей от неплодной жены (Быт 11, 30).

7. И явися Господь Авраму и рече ему: семени твоему дам землю сию. И созда тамо Аврам жертвенник Господу явльшемуся ему.

На месте явления Господа в чувственном виде Аврам созидает жертвенник в память этого явления и приносит благодарственную жертву, хотя благодеяние, за которое благодарит, еще только обещается. Вероятно, и после он будет приходить для богослужения на сие место, освящен­ное Богоявлением. Решимость Аврама устроить жертвен­ник истинному Богу среди нечестивого, преданного идо­лопоклонству народа, свидетельствует о мужестве его веры. — В том, что Господь землю, уже принадлежащую одному народу, определяет отдать во владение другому, открывается Его благость к чтителям Его, и грозный суд правды Его к нечестивым хананеям (Быт 15, 16).

Глава: XXI. Паремия, положенная на вечерне в понедельник пятой седмицы Великого поста (Быт 13,12–18).

В сей паремии содержится повествование о разлучении Аврама с Лотом.

Гл. 13, ст. 12. Аврам вселися в земли Ханаанстей, Лот же вселися во граде окрестных стран и вселися в Содоме.

Аврам и Лот, вместе переселившиеся в землю Ханаан­скую, сначала жили в ней неразлучно, и когда наступил голод в Ханаанской земле, они вместе отлучились из нее в Египет и вместе возвратились. По возвращении из Египта они со своими многочисленными стадами держались южной оконечности Ханаанской земли, и подвигаясь далее на север, пришли к Вефилю, к тому самому месту в южной части Палестины, куда Аврам, вскоре по переселении из Харрана, двинулся из Сихема, и где, подобно как в Сихеме, воздвиг жертвенник Богу (Быт 12,8). В Вефиле произошло теперь разлучение Аврама с Лотом. У того и у другого были большие стада при отдельном хозяйстве. В стране, заселен­ной Хананеями, не всегда легко было находить обширные пастбища, достаточные для этих стад. Кроме того, между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова возник раздор, вероятно, из‑за лучших мест на общем пастбище. Раздор между слугами мог привести к неприят­ным столкновениям хозяев. Для избежания такой опаснос­ти и вообще для избежания неудобств совместного житель­ства на непросторной местности, Аврам предложил Лоту разойтись и выбрать себе для жительства равнину Иордан­скую, цветущую, как рай, и обильно орошаемую водными потоками, текущими с окрестных гор, как обильно ороша­ется земля египетская наводнениями Нила и каналами, из него проведенными (Быт 13, 10). По разлучении с Лотом, Аврам вселися в земли Ханаанстей, т. е. остался во внут­ренних ее областях, не покидая тех мест, в которых доселе кочевал, хотя они не представляли тех удобств ни по оби­лию пажитей, ни по обилию воды, какими предстояло пользоваться Лоту на полях избранной им Иорданской равнины (Быт 13, 12). Впрочем, Лот не довольствовался этими одними удобствами. Стада его паслись на полях под надзором его пастухов, а сам он с семейством вселися во граде (с евр. в городах) окрестных, т. е. прилегающих к Иордану, стран, где искал безопасности от вражеских на­падений, также удовольствий общежития. Из городов, в которых Лот обитал, и около которых паслись его стада, бытописатель именует Содом: и вселися в Содоме. Это был один из городов южной части Иорданской равнины; всех было пять: Содом, Гоморра, Адама, Севоим и Сигор (Быт 14, 2, 8). Каждый из них был столицей особых владений, и Содом первенствовал между ними по своему богатству, могуществу и народонаселению, судя по тому, что у быто­писателя везде упоминается первым в ряду этих горо­дов. — Разлучение Аврама с Лотом, бывшее следствием их личных отношений и соображений, входило также в план Промышления Божия о благословенной части Аврамова потомства — евреях. По обетованию Божию, им одним предназначена в обладание Ханаанская земля, и вот за 400 с лишком лет до исполнения этого обетования, в знак того, что никто кроме них не будет участвовать в обетованном наследии, не без тайного устроения Промысла, от их родо­начальника отделяется родоначальник моавитян и аммонитян, и поселяется на восточной окраине земли обетован­ной —около тех мест, где будут обитать эти потомки Лота.

13. Человецы же сущии в Содоме зли и грешни пред Богом зело.