Commentary on the Paremia from the Book of Genesis
Этою же самою паремиею с понедельника первой седмицы четыредесятницы начинается ряд чтений из книги Бытия во все продолжение времени четыредесятницы. В сих чтениях указываются поразительные примеры Божеского всемогущества, особенно в миротворении, Божеского правосудия в отношении к падшим прародителям и их потомкам, Божия милосердия к грешникам, открывающегося преимущественно в обетованиях о Иисусе Христе, (Быт 3,18; 22,18), в пророчествах о Нем (9,26–27; 49,100), в преобразованиях Его исторических (гл. 22) и обрядовых (17, 10 и 14). Отсюда становится понятным, почему книга Бытия (не вся, впрочем) читается во дни четыредесятницы, дни поста и покаяния. Сими чтениями возбуждается и поддерживается дух истинного покаяния. Чудеса Божия всемогущества располагают грешника к смирению и благоговению пред Всемогущим. Примеры правосудия Божия удерживают беспечных от коснения в грехе страхом наказания. Примеры Божия милосердия утешают истинно кающихся, как бы ни были велики и многочисленными их грехи, надеждою помилования и спасения. Эти краткие замечания об употреблении книги Бытия в продолжение четыредесятницы, сделанные нами по поводу первой паремии из сей книги, читатель может иметь в виду, не требуя повторения и распространения их, — при чтении истолкований на дальнейшие паремии из книги Бытия, положенные в четыредесятницу. С какого времени принято книгу Бытия употреблять при богослужении во дни четыредесятницы, можно судить по тому, что св. Златоуст в 4 веке говорил об этом употреблении, как уже бывшем издревле (в 14–й беседе по случаю низвержения царских статуй).
Глава: II. Паремия, читаемая за вечернею во вторник первой седмицы Великого поста (Быт 1, 14—23).
В сей паремии содержится повествование о четвертом и пятом днях творения.
14. 16. И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю и разлучати между днем и между нощию: и да будут в знамения и во времена, и во дни, и в лета. И да будут в просвещение на тверди небесней, яко светити по земли. И бысть тако.
Бытописатель повествует о четвертом дне творения. До сего дня в нашей солнечной системе, равно как и в других, светящая материя, хотя и начала сгущаться и собираться к одному центру, но еще не успела так плотно обложить собою темную массу тел небесных, чтобы они могли явиться светилами. Она представлялась светящим туманом без определенных очертаний и вследствие своей разреженности не имела той яркости, какую получила в четвертый день. В этот день она, так сказать, окончательно вошла в берега, т. е. улеглась около солнца и других центральных тел, которые называются неподвижными звездами.
Светила, без сомнения, устроены не для одной земли, едва приметной части в составе мироздания, но бытописатель, имея в виду преимущественно земной шар, рассмат–ривает их только в их отношении к земле. В сем отношении им дано от Бога то назначение, чтобы освещати землю и разлучати между днем и нощию. Одно из них освещает землю днем, другие умеряют темноту ночи. Что же касается до разлучения между днем и ночью, то и до четвертого дня творения были на земле дни и ночи, но пока свет не был окончательно сосредоточен в солнце, последнее нельзя было назвать причиною смены дня и ночи: свет независимо от солнца озарял попеременно то одну, то другую сторону земли, обращавшейся вокруг своей оси. — Яснее и подробнее о назначении светил говорится далее: и да будут в значения, и во времена, и в дни, и в лета. Светила называются знамениями не в том смысле, чтобы по ним (т. е. по положению и течению звезд), можно было гадать о будущих событиях, чем занимается астрология, — а в том, что по цвету солнца и луны можно предугадывать иногда состояние погоды. «Вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно, а поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово» (Мф 16,2), сказал Господь фарисеям. Кроме того для мореплавателей и для караванов в пустыне неподвижные звезды служат указателями направления в пути. Эта услуга светил небесных имела великое значение, преимущественно до времени изобретения компаса. — И во времена, т. е. для измерения времен года: весны, лета, осени, зимы, для счисления месяцев, и вследствие того, для определения времени праздников, полевых работ ит. п, — — Во дни, и в лета, т. е. для измерения долготы дней и для счета годов. Долгота дней определяется вступлением солнца в то или другое созвездие, как то: овна, тельца, близнецов и т. под. Год измеряется обтечением земли вокруг солнца, а у древних евреев измерялся числом новолуний.
16. И сотвори Бог два светила великая: светило великое в начала дне, и светило меншее в начала нощи, и звезды.
И сотвори Бог два светила великая, т. е. солнце и луну. Под сотворением светил здесь разумеется обращение солнца и луны, сотворенных, как мы заметили, еще в первый день, — в светлые тела, из которых одно стало светить собственным, другое — заимствованным от солнца светом. И солнце, и луна названы великими, потому что с земли они кажутся по величине большими прочих тел небесных, и еще потому, что свет от них обильнее, чем от прочих тел небесных, изливается на землю. По сравнению силы света от солнца и луны, первое названо светилом великим, а луна — светилом меньшим. Солнце устроено в начала дне (для управления днем), т. е. назначено быть источником дневного света, ночью оно скрывается и господствующим светилом, в начала нощи, является луна. В то же время сделались светлыми и прочие тела небесные, которые названы общим именем звезд, т. е. неподвижные звезды, планеты и подобные луне, спутнику земли, спутники прочих планет.
17. 18. 19. И положи я Бог на тверди небесней, яко светити на землю, и владети днем и нощию, и разлучати между светом и между тмою. И виде Бог, яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день четвертый.
И положи я (т. е. солнце, луну и звезды) на тверди небесней, яко светити… Положи, это не значит, будто солнце, луна и звезды до сих пор не имели места на небе и только теперь впервые явились на нем. Нет, — речь идет собственно о назначении сих тел небесных, сотворенных прежде, а теперь приспособленных к тому, чтобы служить земле и обитающим на ней. Если бытописатель с особенною настойчивостию указывает на это назначение, недо–вольствуясь тем, что сказал о нем выше, — в сем нельзя не приметить его намерения обличить язычников, веровавших в божественность небесных светил и поклонявшихся им, и предостеречь от сего заблуждения потомков Авраама. Они должны помнить, что небесные миры, как ни величественны, имеют служебное для тварей значение, и потому отнюдь не должны быть сами предметом суеверного служения и поклонения.
И виде Бог, яко добро. Так, устроение светил есть великое добро, если судить о них по той пользе, какую они приносят земле и обитающим на ней, служа знамениями и средствами для счисления времен, дней и годов. Но земля в сравнении с совокупностию небесных светил — слишком ничтожное тело, чтобы совершенство их определять отношением к ней. Нам неизвестно их устройство, но о величии Творца разительно свидетельствуют их бесчисленное множество, необъятная огромность, неизмеримые расстояния между ними и правильное движение планет вокруг солнца. По истине небеса поведают славу Божию.