Commentary on the Paremia from the Book of Genesis

Быт 1. 24, И рече Бог: да изведет земля душу живу по роду, четвероногая (точнее с еврейского: скот) и гады, и звери земли по роду. И бысть тако.

Идет речь о сотворении животных, живущих на суше. Между ними различаются скоты, пресмыкающиеся и звери земли (полевые). Различие между скотами и зверями состо­ит в том, что первые большею частию принадлежат к четвероногим домашним, легко привыкающим жить вмес­те с человеком (Быт 47, 18. Исх 13, 12), последние назна­чены для обитания только в степях и лесах.

25. И сотвори Бог звери земли по роду, и скоты по роду их, и вся гады земли по роду их. И виде Бог, яко добра.

И сотвори Бог звери… Это значит, что земля, которой повелено извести назначенных для обитания на ней живот­ных, могла быть только орудием в руках Творца для про­изведения их, а не виновницею их бытия, — одно Творчес­кое всемогущество могло даровать им бытие по роду их, т. е. с разделением их на существующие теперь роды, вслед­ствие которого животные одного рода не могут выродиться в животных другого рода.

И виде Бог, яко добра. Одобрение Творца простирается на животных не только в первоначальном, но и в последу­ющем их состоянии. Вследствие грехопадения Адамова они утратили часть своих совершенств, но и доселе не перестают являть на себе следы премудрости и благости Творческой. В устройстве их тела заметно приспособление к потребностям их питания и защиты. Кроме того, живот­ные приносят великую пользу человеку, служа разным его потребностям. В общей экономии природы полезны и пло­тоядные животные: истребляя других животных, они пре­пятствуют излишнему размножению их ко вреду человека и прочих существ; пожирая трупы естественною смертию умерших животных, они не дают воздуху испортиться от тления разлагающихся трупов. Творец, предвидя, что под­чиненные человеку звери некогда восстанут на падшего своего владыку и сделаются опасными для его жизни и благосостояния, разъединил их от него и местом житель­ства, и временем деятельности. Зверям диким Он установил жить в лесах, в степях, в местах, необитаемых людьми. Временем деятельности определил им ночь; с наступлени­ем ее «бродят все лесные звери; львы рыкают, ища добычи, и требуя от Бога пищи себе. Воссиявает солнце, и они скрываются и ложатся в свои логовища. Выходит человек на дело свое, и на работу свою до вечера». Пораженный мудростию такого распоряжения псалмопевец восклицает: «как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро» (Пс 103, 20 — 24).

Создание человека составляет заключение творения. Как предназначенный для владычества над земными тва­рями, он является на свет уже после того, как устроена область его владычества.

26. И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными (и зверьми) и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмы­кающимися по земли.

Сотворение человека предваряется совещанием Твор­ца: сотворим человека по образу нашему. С кем же Творец вступает в совещание? Без сомнения, не с ангелами, как думают иудеи. Ибо в таком случае надлежало бы допустить, что в сотворении человека действительно принимали участие ангелы, и что человек сотворен по образу не только Божию, но и ангельскому. Но в следующем же стихе, где говорится о приведении в исполнение Творческого сове­щания, сотворение человека приписано одному Богу, и притом по образу только Божию: И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его. Притом Св. Писание вообще отрицает, чтобы кто‑либо и в чем‑либо был советником Богу: как существо премудрое, Он ни в чьем совете не нуждается (Ис 40,13 -14. Рим 11,34). Нельзя также допустить, будто Бог, говоря: сотворим человека, беседует с самим собою по обычаю земных владык, которым свойственно было говорить о себе во множественном числе (например, мы повелеваем). Сей обычай явился в позднейшее время, а во дни Моисея еще не существовал, как видно из всего его Пятокнижия. Согласно с мнением отцев и учителей Церкви должно полагать, что совещание о сотворении че­ловека происходит между тремя Лицами единого Божес­кого существа. Бог Отец совещается с Сыном Единород­ным, «Имже вся быша» (Ин 1, 3), и с Духом Святым, о котором написано: «Дух Божий сотворивый мя» (Иов 33,4).

По образу нашему и по подобию. «Образ и подобие Божие (повторим слова из Записок на кн. Бытия) не нужно изъяснять как две различные между собою вещи, поелику в Слове Божием часто употребляется одно из сих имен в той же силе, как и оба вместе» (Быт 1, 27; 5, 1; 9, 6. Иак 3, 9. Кол 3,10). Достаточно заметить, что одним выражением усиливается смысл другого, так что совещательные слова Божии о сотворении человека по образу и подобию Божию можно изложить в следующем виде: сотворим человека с такими достоинствами, чрез которые он с возможною точ­ностию был бы подобен Нам. В чем же открывается это уподобление Богу? — Без сомнения, не в телесной природе человека, в ее благороднейшем устройстве, в величествен­ном виде телесном, обращенном горе, — потому что Бог бестелесен. Образ Божий положен собственно в душе че­ловека: она есть дыхание уст Божиих (Быт 2,7), и по самой природе своей имеет некоторое сродство с Богом, которое признавали самые язычники, когда говорили: мы Его и род (Деян 17, 28). В чем состоит сие сродство? — Бог есть существо духовное и бессмертное: и душа человека есть существо духовное и бессмертное. Бог, как дух, обладает в высочайшей степени свойствами духа, — совершенней­шим умом и свободою: и душа человека есть существо разумно–свободное, по собственному произволению, пови­новению воле Божией. Эти черты образа Божия не утраче­ны человеком и по падении (Быт 5, 1; 9, 6. Иак 3, 9). Но человек созидается не только со способностями к истине и к добру, но и с действительными совершенствами, умст­венными и нравственными. Судя по наречению имен жи­вотным, которое требовало глубочайшего познания их при­роды и свойств, ум первозданного был ум светлый, чистый и проницательный, хотя, без сомнения, это был ум ограни­ченный и нуждался в дальнейшем правильном развитии и усовершенствовании. Равно и воля первозданного устрем­лена была к добру, украшалась правотою, хотя не исклю­чала возможности зла. В нравственном отношении он был чист и невинен, хотя невинность — не одно и то же что добродетель, которая приобретается навыком и упражне­нием нравственных сил в добре. О правоте Адама Екклезиаст говорит: се сие обретох, яко сотвори Бог человека праваго (Еккл 7,30). И св. ап. Павел утверждает, что новый человек, в которого свойственно облекаться христианам, есть тот самый, который «создан по Богу в праведности и святости истины» (Еф 4, 24), т. е. который сотворен с нравственными качествами, положительно сообразными с волею Божиею, праведною и святою в истинном смысле. С падением эти живые черты образа Божия в человеке, т. е. светлость ума и чистота нравственная, помрачились, и восстановление их теперь составляет цель стремлений, которая вполне может быть достигнута не прежде, как по переселении в вечную блаженную жизнь.

И да обладает рыбами морскими, и птицами небесными (и зверьми) и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмы­кающимися по земле. Власть над земными тварями и над всею землею дается человеку вследствие того, что он сози­дается по образу Божию, вследствие того, что по духовной своей природе и силам он имеет полное преимущество пред окружающими его тварями. Верховный Владыка твари есть Бог, а человек есть как бы наместник Его на земле. Какими великими правами облекается человек! Но с ними возлагаются на него и великие обязанности: славы Божией полна вся земля (Ис 6, 3); все творения свидетельствуют о высочайшей премудрости, благости и   всемогуществе Творца. Посему псалмопевец призывает хвалить Господа не только разумные существа — ангелов и человеков, но и неразумные и неодушевленные твари: «хвалите Господа на земли великия рыбы и все бездны, огнь и град, снег и туман, дух бури, исполняющий слово Его, горы и все холмы, дерева плодоносныя и все кедры, звери и весь скот, пресмыкающияся животныя и крылатыя птицы» (Пс 148). Как же неразумные твари могут хвалить Господа, когда не одарены ни смыслом, достаточным для того, чтобы пости­гать величие Творца, ни словом, чтобы выражать удивле­ние и благоговение пред Ним? Они хвалят Господа чрез человека. Чрез его сознание и слово приносится к Творцу бессознательное их славословие. Он один способен созер­цать совершенства Божии в природе, и- потому предназна­чен быть как бы ее пророком, чтобы уразумевать в ней откровение славы Божией, и священником, чтобы от лица всех земнородных возносить жертву хвалы и благодарения Богу и низводить на землю благословения небесные.

27. И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их.