Commentary on the Paremia from the Book of Genesis

12. И рече Адам: жена, юже дал еси со мною, та ми даде от древа, и ядох.

Адам наконец признает свой грех; но вместо того, чтобы обвинить себя одного, ответственность за него сла­гает на жену, и даже на самого Бога, который дал ему жену, как будто она могла насильно привлечь ко греху того, кто поставлен во главу ее, и как будто Бог сотворил жену на грех мужу.

13. И рече Господь Бог жене: что сие сотворила еси? И рече жена: змий прельсти мя, и ядох.

Жена в ответе на вопрос Судии подражает мужу: вину свою она слагает на змия, не рассуждая, что змий потому обольстил ее, что встретил в ней не сопротивление, а со­чувствие к его льстивым внушениям. — Допрос кончен. Следует приговор сперва змию, потом людям. Змию сделан приговор без предварительного допроса, потому что целию допроса могло быть только приведение виновного к рас­каянию, которое немыслимо в змие–искусителе, т. е. диа­воле.

14. И рече Господь Бог змию: яко сотворил еси сие, проклят ты от (пред) всех скотов, и от всех зверей земных: на персех твоих и чреве ходити будеши, и землю снеси вся дни живота твоего.

Проклятие, произнесенное над змием, относится и к животному, послужившему орудием искушения, и к само­му искусителю, — нераздельно, потому что диавол дейст­вовало нераздельно со змием. Правда, виновен собственно искуситель, а не естественный змий — существо, не ода­ренное разумом и свободою и могущее быть только орудием чужого греха, а само не способное к греху. Но «не удивительно, если Бог проклинает орудие искушения и грехопадения человеческого, когда Он и всю землю про­клинает ради человека (ст. 17). В сем случае Он уподобля­ется отцу, который проклинает меч, отнявший жизнь у его сына; или детоводителю, который, дабы удержать в преде­лах порядка юность поползновенную, поставляет над нею видимые памятники наказанного своеволия» (Зап. на кн. Бытия). Змий естественный проклинается пред всеми ско­тами и зверями в том смысле, что он несравненно более, чем всякое другое животное, возбуждает отвращение и вместе страх: не все из змиев ядовиты, но все для большей части людей страшны, потому что трудно отличить между ними вредных и безвредных. Змий естественный осужда­ется ходить на персях и чреве. Можно думать, что Господь обращает в наказание змию естественные его свойства. Бог как бы так сказал змию: «ты создан пресмыкающимся животным, — и навсегда останешься пресмыкающимся и притом презренным. При взгляде на тебя люди будут вспо­минать то несвойственное тебе положение разумного и словесного существа, в которое ты на несколько минут поставлен был диаволом, и воспоминая это, будут также смеяться над тобою и презирать тебя, как они будут сме­яться и презрительно обращаться с самозванцем, приняв­шим на себя вид знатной особы, когда откроют его обман и узнают в нем простого смертного». Змий осуждается есть землю: это значит, что пища его (большею частию мелкие пресмыкающиеся животные) будут мешаться с прахом. — Весь этот приговор естественному змию как должно пони­мать в отношении к духовному змию, т. е. диаволу? — Проклятие змия пред всеми скотами и зверями означает, что диавол, возбудивший благосклонность к себе Евы, будет для людей ненавистнейшим из всех существ; имя его, как врага Божия и человеков, будет предметом омерзе­ния. — Хождение змия на чреве и персях служит образом

крайнего уничижения духовного змия. Отпадши от Бога, он низвергнут был Богом с прежней высоты и осужден на вечные муки. Кипя злобою на Вышнего, он надеялся по­править свое положение присвоением себе господства над людьми и сделаться чрез то соперником Богу. Но успех его влияния на людей послужит к вящему уничижению его от Бога и только отягчит уже произнесенное ему осуждение на вечные муки в аде. — Ядение змием земли знаменует окончательное поражение и посрамление диавола, угро­жающее ему от Богочеловека, — в каковом виде и Давид изображает торжество над врагами Соломона и прообразо­ванного им Христа Спасителя: врази его персть полижут (Пс 71, 9).

15. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем тоя: той твою блюсти будет главу, и ты блюсти будеши его пяту.

И сии грозные слова ближайшим образом относятся к змию — животному, но под образом вражды к нему жены и семени ее и поражения его в главу семенем жены дают нам видеть собственно борьбу с диаволом и победу над ним Христа Спасителя и в общении со Христом избранной части человечества. В самом наказании диаволу, изречен­ном в сих словах, Господь подает человеку надежду спасе­ния во Христе, являет согрешившему человеку милость свою, и ею утешает его. Вот первое обетование или перво–евангелие о Христе: оно служит зерном, из которого разо­вьются все дальнейшие обетования и пророчества о Хрис­те, приготовлявшие к принятию Его ветхозаветных веру­ющих.

И вражду положу между тобою и между женою Жена вступила в противоестественный союз с духовным змием–искусителем, на пагубу себе и своему потомству. Но милосердый Господь не хощет погибели грешника, к которой неизбежно ведет союз с врагом Бога и всякого добра. Спасти человека не иначе можно, как чрез расторжение этого союза. Сам человек своими силами не может расторг­нуть его, не может разорвать греховные цепи, которыми опутал его диавол, даже не может начать самой борьбы с диаволом, — он раб его, будучи рабом греха (Ин 8, 34). И вот за этого злосчастного раба вступается Господь. Он сам начинает дело освобождения его возбуждением борьбы между ним и диаволом, сам поставляет человека во враж­дебное отношение к диаволу, и таким образом полагает начало царству благодати, спасающей человека. Он сам своею благодатию касается сердца грешника и дарует ему силу для сопротивления греху и диаволу. Вражду положу, говорит Господь змию, между тобою и между женою. Первая в мире жена первою попала в сеть диавола и легко отдалась во власть его, но она же своим раскаянием потря­сет его власть над собою. Равно и во многих других женах, особенно в лице преблагословенной жены Девы Марии, он встретит сильный отпор своим козням. — И между семе­нем твоим, и между семенем тоя. Под семенем духовного змия, так как у него не может быть естественного потом­ства, разумеются подчиненные ему злые духи, также не­честивые люди, которых слово Божие ясно именует порож­дениями ехидны (Мф 3, 7) и чадами диавола (Ин 3, 10), и особенно главное исчадие диавола — антихрист (2 Сол 2,3). По обетованию Господа, не будет мира между сими исча­диями диавола и семенем жены. Под семенем жены, враж­дебным семени змия, должно разуметь собственно одно лицо (Быт 4, 25) из потомков жены, именно Того из них, который от вечности предопределен к спасению людей, и во времени родился от жены (Гал 4, 4) без семени мужа. Он затем и явился в мир, чтобы разрушить дела диавола (1 Ин 3, 8), т. е. царство диавола, наполненное его слугами, его семенем. Но Богочеловек явился борцом против се­мени змия, или царства диавола, не только личною своею деятельностью во днех плоти своея, а вместе в лице тех потомков жены, которые до явления Его в мир ратовали против семени змия под знаменем Его, с верою в Него, и тех, которые по пришествии Его соединились под Его победное знамя для той же борьбы. Он так близок к ним, так тесно соединен с ними, как глава с членами тела. При таком отношении их ко Христу не будет противоречия в том, если мы под семенем жены, враждебным семени змия, разумея собственно Христа, будем вместе разуметь веру­ющих в Него, или всю воинствующую Церковь, как тело Его.