Commentary on the Paremia from the Book of Genesis

18. Терния и волчцы возрастит тебе, и снеси траву селную.

Терния и волчцы и другие негодные травы до грехопа­дения могли произрастать только на местах пустынных, а теперь и на обработанной руками человека почве будут заглушать собою полезные растения. И снеси траву сеяную. Тот, кто прежде питался плодами райских дерев, осужда­ется теперь питаться свойственного животным пищею — полевою травою, в случае неурожая хлебных растений и древесных плодов.

19. В поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратишися в землю, от нея же взят еси: яко земля еси, и в землю отыдеши.

И до грехопадения, живя в раю, Адам должен был трудиться, но тогда, вследствие плодородия почвы и кре­пости телесных сил, труд был легок и благодарен. Для приобретения пропитания Адам осуждается теперь на из­нурительный до пота и менее плодотворный труд. Одна смерть освободит его от изнурительной борьбы с непокор­ною ему природой: дондеже возвратитися в землю, от неяже взят еси: яко земля еси и в землю отыдеши. Какой удар для гордости человеческой! Тот, кто мечтал возвы­ситься до богоравенства, должен обратиться в прах, из которого сотворен. Смертию угрожал Господь за ослуша­ние Его воли, и эта угроза непременно исполнится. С вкушением плода человек не только стал смертным, но и действительно начал умирать по самому телу: семя смерти уже проникло в телесный состав, и то, что мы называем смертию, есть только конец давно начавшейся работы смерти. И если не вдруг, не скоро наступил этот конец для первых людей, это потому, что Господь долготерпеливый ожидал от них покаяния и плодов его.

И проклятие земли, и смерть суть действия не только правосудия Божия, но вместе благости Божией к грешнику; ибо служат врачевством против гордости, учат смирению, и ставят преграду неумеренным чувственным удовольст­виям.

20. И нарече Адам имя жене своей жизнь (Ева), яко та мати всех живущих.

Несмотря на выслушанный от Бога приговор смерти Адам дает жене имя, по–видимому, неуместное после этого приговора. Это свидетельствует о его благодарности к Богу, обетовавшему сделать жену матерью великого Семе­ни, имеющего победить диавола и притупить жало смерти.

Глава: VI. Паремия, положенная на вечерне в понедельник второй седмицы Великого поста (Быт 3, 21–24. 4, 1–7).

Быт 3, 21. И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны, и облече их.

Чувство стыда друг пред другом, пред Богом и своею совестию, возбужденное в падших прародителях зрелищем наготы своей, заставило их устроить препоясание на чрес­ла. Господь одобряет это чувство и это прикровение сра­моты, как свидетельство раскаяния во грехе, и вместо не­совершенной одежды, закрывавшей только часть тела, и притом непрочной (она сделала из древесных листьев), дарует им полную и прочную одежду из кож звериных. Не только в нравственном отношении нужна была одежда, как преграда бесстыдству и ограда скромности, но и в физи­ческом: грех внес в телесную природу наших прародите­лей, дотоле крепкую и безболезненную, начало немощей и болезней, — одежда явилась для них потребностью для защиты от холода, сырости, зноя. Не лишено значения самое вещество, из которого сделана для них одежда. Бог мог бы, без сомнения, устроить для них одежду из другого какого‑либо вещества, но Он избирает такое, для получе­ния которого надлежало пролить кровь бессловесного. Не без основания думают, что Господь чрез это хотел научить людей не только искусству одеваться, но вместе умилос­тивлять Его закланием в жертву Ему животных.