Commentary on the Paremia from the Book of Genesis

Гл. 6. ст. 9· Ное человек праведен, совершен сый в роде своем, Богу угоди Ное.

Перед сим Бытописатель говорил о всеобщем нравст­венном растлении людей, об угрозе Божией истребить их и о том, что один Ной обрел благодать пред Богом (ст. 1–7). Теперь же замечается, чем Ной заслужил эту благодать, это благоволение Божие. Он был праведен, т. е. благочестив и добродетелен. Он был совершен вроде своем, т. е. в нрав­ственном отношении был образцом совершенства между людьми современного ему поколения, нечестивыми и раз­вращенными. Богу угоди Ное. Его благочестие и доброде­тель тем выше были в очах Божиих, чем труднее было сохранить их тому, кто, живя среди общества людей нечес­тивых, на каждом шагу встречал искушения и соблазны.

10. Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета.

О сих сыновьях Ноя, родившихся у него спустя 500 лет его жизни, бытописатель упоминал в родословии допотоп­ных патриархов (5, 32). Теперь он снова упоминает о них, как о предназначенных к спасению от потопа вместе с отцом.

11. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды.

Растлеся земля пред Богом Нечестие и разврат достиг­ли такой степени, что самая земля явилась оскверненною ими и непотребною в очах Божиих. — И наполнися земля неправды. На всех местах обитания людей обитали и гос­подствовали всякого рода неправды, т. е. насильственные посягательства на честь, собственность и жизнь ближнего. От насилий нигде не было безопасности.

12. И виде Господь Бог землю, и бе растленна, яко растли всяка плоть путь свой на земли.

Если сказано, что Бог увидел растление, осквернение земли, это значит не то, что Он только теперь заметил оное, — оно от века было известно Всеведущему, — а то, что теперь Он обратил на него особенное внимание. Поло­жение дел на растленной земле было таково, что Он уже не мог оставаться долготерпеливым зрителем их. Долее тер­петь растление земли и ее обитателей нельзя было, потому что уже совсем не стало людей благочестивых, потому что

всяка плоть растлила путь своп на земли, т. е. все люди, обратившись в плотоугодников, совершенно сбились с пра­вого пути.

13. И рече Господь Бог Ною: время всякаго человека прииде пред Мя, яко исполнися земля неправды от них: и се, Аз погублю их и землю.

Прежде с угрозою об истреблении людей Господь об­ращался ко всем им чрез Ноя (Быт 6, 3. 7); теперь же, видя их нераскаянность, уже одному Ною объявляет Свою волю об истреблении их, говоря: время всякаго человека прииде пред Мя, т. е. время погубления людей уже наступило, гневный Мой взор уже обращен на них {время прииде пред Мя), и силы природы, готовые быть орудием Моего гнева, ждут только Моего мановения. — Яко исполнися земля неправды от них: и се Аз погублю их и землю. Господь определил погубить не только растленных обитателей земли, но и самую землю, т. е. совершить на ней такой переворот, что все, живущее на ней (растения и животные) должно погибнуть, все дела рук человеческих и даже неор­ганические существа (камни) должны быть разрушены или, по крайней мере, сдвинуты со своих мест. И растения, и животные, и камни, и дела рук человеческих сами по себе, как неразумные предметы, не могут быть признаны винов­ными в чем‑нибудь пред Богом, но они осквернены при­косновением к ним нечистых людей, носят следы их во­пиющей на небо неправды, и потому вместе с виновными осуждаются на потребление или по крайней мере на пре­вращение, дабы видели виновные, как тяжка их вина. — Следы этого переворота, произведенного потопом, пред­ставляют нам теперь слои коры земной.

14. Сотвори убо себе ковчег от древ (негниющих) четвероуголных: гнезда сотвориши в ковчезе, и посмолиши его внутрьуду и внеуду смолою.

Один Ной с семейством и с немногими представителя­ми родов животного царства назначается для сохранения от всеобщего погубления, которое предположено произвесть чрез потоп. Для спасаемых от потопа Господь пове­левает Ною устроить судно не в виде корабля с кормилом, мачтами и парусами, но в виде ковчега, ибо это судно назначается не для плавания собственно в одну какую‑либо сторону, а для сохранения тварей, к чему форма ковчега была более удобна. Ковчег должен быть устроен из дерев негниющих или смолистых (по еврейскому тексту), т. е. кипарисов или кедров, — из четвероугольных, т. е. выте­санных в видечетвероугольных брусьев. Внутри ковчега должны быть приготовлены гнезда, т. е. разные отдельные помещения для разнородных обитателей его и для пищи им. Изнутри и снаружи он должен быть покрыт смолою для предохранения от гнилости и воды и, может быть, для смягчения неприятного запаха, неизбежного при накопле­нии тяжелых испарений от дыхания животных и от нечис­тот.

15. И тако сотвориши ковчег: трех сот лактей долгота ковчега, и пятидесяти лактей широта, и тридесяти лактей высота его.