Commentary on the Paremia from the Book of Genesis
Глава: XVI. Паремия, положенная на вечерне в понедельник четвертой седмицы Великого поста (Быт 8, 21 и 22; 9,1–7).
В сей паремии содержится обетование и заповеди Божии Ною после потопа.
Гл. 8, ст. 21. Рече Господь Бог {Ною) размыслив: не приложу ктому прокляти земли за дела человеческия, зане прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его: не приложу убо ктому поразити всякую плоть живущую, якоже сотворих.
Умилостивленный жертвою, принесенною Ноем по выходе из ковчега, Господь дает ему обещание не возобновлять впредь проклятия земли за грехи ее обитателей, т. е. не повторять всеобщего истребления тварей потопом. К такому обещанию Бог склонился не только жертвою, но вместе с тем, что размыслил, раздумал, т. е. не нашел сообразным с целями Своей премудрости, благости и правосудия прибегать вперед к такой крайней мере наказания земли и ее обитателей. Он провидел, что земля и вперед будет оскверняема теми же преступлениями, за какие опустошена потопом, что примером наказания людей допотопных они не будут удерживаться от подражания им в нечестии, потому что прилежит помышление человеку на злая от юности его, т. е. корень преступлений скрывается в самой природе человека, испорченной прародительским грехом, человек родится грешником и с раннего возраста утверждается в нем наклонность к злу. Но если так, зачем же Он казнил людей потопом? Затем, что надлежало показать людям меру, по которой они должны были вперед судить о тяжести своих грехов; надлежало памятию страшного наказания предков, хотя сколько‑нибудь, сдерживать разлив нечестия в потомках. И эта память сохранилась не только в избранном народе, но и в преданиях языческих народов, и, вероятно, содействовала к тому, что среди всеобщего языческого нечестия, в лице немногих избранников подготовлялась почва к принятию Искупителя. — Впрочем, Господь, обещая не поражать земли всеобщим опустошением, предоставляет Себе и на будущее время частные карательные меры против греха. Потопы и другие казни будут и вперед, но уже не будут столь обширными. Ибо ясно сказано: не приложу поразити (не стану губить) всякую плоть живущую, якоже сотворих.
22. Во вся дни земли сеятва и жатва, зима и зной, лето и весна, день и нощь не престанут.
Потопом нарушен был порядок годовых и суточных времен и приспособленных к нему человеческих занятий: нельзя было в продолжение потопа ни сеять, ни жать; не видно было признаков отличия зимнего времени от летнего, холодного от знойного (вода, покрывавшая всю земную поверхность, уравняла повсюду температуру), незаметны были границы для дня и для ночи, потому что дожди и туманы над землею производили постоянную тьму. Вперед не будет подобных явлений: законы природы должны воспринять правильное течение и вместе с теми — занятия человеческие. И это будет продолжаться во все дни земли, т. е. до самой кончины теперешнего мира.
Гл. 9 ст. 1. И благослови Бог Ноя и сыны его и рече им: раститеся и множитеся, и наполните землю и обладайте ею.
Благословение плодиться и размножаться, наполнять землю и обладать ею дано было первым людям по их сотворении (Быт 1, 28). То же благословение Господь повторяет Ною и сыновьям его, так как от них род человеческий должен был вновь расплодиться на земле, обновленной после потопа. Не видно, чтобы у Ноя родились дети после потопа; посему если вместе с сыновьями Ноя благословляется к чадородию отец их, сие значит, что он благословляется в лице их.
2. И страх и трепет ваш будет на всех зверех земных (и на всех скотех земных), на всех птицах небесных: в руце ваши вдах (я).
Как по сотворении земли дана человеку власть над всеми животными, так и при обновлении земли после потопа Господь утверждает за людьми ту же власть, но с тем различием, что власть невинного человека, пока он жил в раю, не страшна и не тяжела была животным, — они без сопротивления и охотно повиновались и служили ему; теперь же люди должны властвовать над животными страхом, так что и привязанные к человеку животные иногда выходят из повиновения и могут быть возвращаемы к нему страхом наказания или уже испытанным наказанием. Такое отношение к человеку животных, без сомнения, было и до потопа, — теперь оно освящается особенным Божиим узаконием для того, между прочим, чтобы предостеречь человека от обожания животных. О власти человека над животными, сохранившейся несмотря на его грехи, свидетельствуют разительные опыты. Стада рогатого скота и табуны коней пасутся под надзором слабого отрока. Обладающие огромной силой верблюды и слоны покорно дают себя нагружать разными тяжестями и терпеливо несут их по трудным и непроходимым путям. Слоны употребляемы были в древности вместо колесниц на войнах и до сих пор в Индии исправляют должность палачей. Человек заставляет одних животных ловить для него других; так, собака служит ему в преследовании зверей; американские рыболовы приучают к своим услугам птиц, питающихся рыбой: поймав рыбу, они передают ее в лодку своему хозяину, а сами довольствуются скудной и низкого качества рыбной пищей, получая ее из рук хозяина. Известны опыты усмирения самых диких и могучих зверей — львов, тигров, медведей. Но еще поразительнее власть над животными людей верующих, по обетованию Спасителя: «се даю вам власть на змию и на скорпию и на всю силу вражию и ничесоже вас вредит» (Лк 10, 19. Мк 16, 18).