Commentary on the Paremia from the Book of Genesis

19. Трие сии суть сынове Ноевы: от сих разсеяшася {люди) по всей земли.

Кроме троих названных сыновей были ли у Ноя другие, неизвестно. Если и были, они не оставили потомства, и род человеческий после потопа расплодился только от Сима, Хама и Иафета; других родоначальников после потопа не было, как и до потопа не было других родоначальников человечества, кроме Адама.

20. И начат Ное человек делатель (быти) земли, и насади виноград.

И начат Ное человек делатель быти земли: начал возделывать землю. Земледелие было и до потопа. Еще в раю человек должен был возделывать землю (Быт 2, 15). По изгнании из рая человек осужден на тяжкие земледель­ческие труды (Быт 3, 18). Каин был земделельцем (4, 2). После потопа трудности земледелия увеличились от того, что земля пропитана была соленой морской влагой, изрыта водой, покрыта наносными камнями и во многих местах обнажена от почвы. Нужда делает человека изобретатель­ным. Полагают, что Ной изобрел земледельческий плуг и первый приспособил к земледельческим работам волов, тогда как прежде человек возделывал землю заступом. — И насади виноград Вероятно и до Ноя люди питались виноградными ягодами, но виноградные деревья росли только в диком состоянии. Ной первый стал воспитывать их искусственным образом, в саду, и улучшать их естест­венные достоинства особенным уходом за ними, например очищением лишних побегов, прививанием и т. п. Он же первый сделал опыт приготовления вина из виноградного сока.

21. И испи от вина, и упися, и обнажися в дому своем (в шатре своем).

Ной, доселе не испытавший силы вина, не знал, какое действие оно может произвести на него, и потому выпил его больше, чем сколько следовало для укрепления сил и для невинного удовольствия. Вопреки ожиданию, вино произвело на Ноя опьяняющее и усыпляющее действия. Во время сна, беспокоимый ощущением внутреннего жара, обыкновенным в состоянии опьянения, Ной непроизволь­но сбросил с себя одежду, в которой лег, и представил неблагообразное зрелище наготы. Это обстоятельство по­служило случаем к обнаружению нравственных свойств в сыновьях его.

22. И виде Хам отец Ханаань наготу отца своего, и изшед вон поведа обема братом своима.

Долг почтения к отцу требовал от сына прикрыть на­готу отца и не разглашать о ней. Хам не исполнил сего долга и разглашением виденного им зрелища хотел, чтобы и братья его вместе с ним осудили отца и поглумились над ним. Вместе с непочтительностью к отцу Хам обнаружил недостаток целомудрия, бесстыдно потешая себя зрели­щем наготы.

23. И вземле Сим и Иафет ризу возложиша (ю) на обе раме свои (на обе спины свои), и идоша вспять зряще, и покрыша наготу отца своего: и лице их вспять зря, и наготы отца своего не видеша.