Евангелие от Марка

Здесь удивительно все — и эта женщина, и само слово Господне, которое, с одной стороны, звучит, казалось бы, так жестоко, а с другой — словно обоюдоострый меч пронзает душу человека, и тот вдруг оживает от этой боли. Ведь парализованный не чувствует боли, но если болезнь начинает отступать, первое, что человек ощущает, это боль. Чувство боли в данном случае означает жизнь. Так и через боль духовную человек вдруг становится родным Христу, он больше не тот, кем был все это время.

Каждый дар Божий, каждая из этих «крошек», непрестанно падающих со стола Господня, неизмеримо больше всякого человека. А человек даже эту «крошечку» и то не в силах до конца вместить в себя и удержать…

Выйдя из пределов Тира и Сидона, Господь опять подходит к Галилейскому морю и исцеляет там глухого и косноязычного. Люди говорят о Нем с удивлением:

все хорошо делает, — и глухих делает слышащими, и немых — говорящими (Мк. 7: 37).

Это — не случайная фраза; она отсылает нас к пророчеству Исаии о грядущем Мессии:

Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся (Ис. 35: 4—5).

Беседа к восьмой главе

Восьмая глава начинается с повествования о втором чуде насыщения в пустыне. Господь вновь совершает умножение хлебов, еще раз показывая, как умножаются дары Господни в человеке. Потом он вместе с учениками переправляется на лодке в пределы Далмануфские.

Фарисеи по–прежнему не хотят принять Иисуса как Мессию. Они все прекрасно понимают и видят, что сбываются библейские пророчества. Все, описанное в Священном Писании, осуществляется на их глазах. Они наизусть знают эти тексты, но признать Истину все же не могут. Не могут, потому что Христос слишком непохож на них. Господь «слишком» свободен, Он полон любви, поступает «не по правилам» и идет против вековых предписаний. Фарисеи требуют, чтобы Иисус еще раз доказал при них, что Он — Христос. Они требуют чуда, требуют, чтобы на их глазах свершилось какое‑то небесное знамение, подтверждающее Его слова.

Но Христос этого не делает. Потому ли, что Он не в силах доказать Свою Божественную сущность? Или, может быть, причина кроется в чем‑то ином?

Ведь, если вдуматься, чудеса никогда никого ни в чем не убеждают. Они чуть ли не ежедневно происходят в нашей жизни, постоянно совершаются у мощей святых угодников Божиих и возле чудотворных икон, однако никого не делают верующим. Господь творит чудеса отнюдь не для того, чтобы убедить нас в чем‑то, а для того, чтобы нас утешить, для того, чтобы нас поддержать. Если бы чудо убеждало, человек не был бы свободен. Если бы чудо было доказательством истинности веры, тогда у человека следовало бы отнять его свободную волю, потому что чудо — это императив, чудо — это власть, чудо — это, по сути, приказ: «Верь, и я тебе докажу!» А вот Христос не хочет никому ничего доказывать.

Господь хочет, чтобы люди поверили бы ему без вмешательства извне, поверили бы истине, а не силе, поверили бы правде, а не волшебству. Поэтому Он и уходит от фарисеев. Он принципиально не пользуется приемами, к которым нередко прибегают люди, стремясь доказать свою правоту, и с горечью обращается к ученикам. Видимо, и в них Иисус начинает замечать признаки некоего разочарования. Ну в самом деле, почему Он не продемонстрировал никакого чуда фарисеям? Поэтому и говорит им Господь: «Опасайтесь закваски фарисейской и закваски иродовой; опасайтесь такой веры, такого познания мира, такого общения с Богом и людьми! Опасайтесь, потому что если это вдруг сделается и вашей закваской, если она и вас переделает под себя, вы изуродуете свою душу! Неужели и вы не разумеете этих простых и чистых вещей — людей, которые были накормлены в пустыне и словом Божиим, и благословленным Господом хлебом?»

* * *