Jesus the Unknown

И сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Раввуни! Пойди и посмотри.

Иисус заплакал. (Ио. 11, 33–35.)

Мог ли бы Он плакать, если бы знал, что Лазарь через минуту воскреснет? Но люди усомнятся во всем, только не в этих слезах. След неизгладимый выжжен ими в сердце человечества: им поверило оно и будет верить до конца времен. Смертным смертную тьму осветили слезы эти, как незакатные звезды.

Часто, бывало, идучи за Ним, искал я следов Его на земле, но не находил, и мне казалось, что Он идет, не касаясь земли.[604]

Призрачно-легким шагом идет по земле, как бесплотная тень. Ищут люди следов Его – не находят. Но вот нашли: призрачно-легкое облако плоти Его вдруг сгустилось, отяжелело, сделалось таким же, как наша плоть, – уже не «подобием» ее, homoiôma, по слову Павла, а ею самой. Вот когда всей нашей смертной тяжестью, смертным страхом, мукой смертной, мы осязаем плоть Его как свою. Плачет о братьях Своих Брат человеческий, Смертный – о смертных; плачет, как мы; страдает, как мы; любит, как мы. Вот когда дострадал, долюбил до конца, – спас мир.

Зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, – возлюбив Своих, сущих в мире, возлюбил их до конца. (Ио. 13, 1.)

Кажется, если бы не было этих слез Господних, то не было бы христианства, не было бы Христа.

XXIX

Иисус же, опять возмутившись-разгневавшись,

, входит в гробницу. То была пещера, и камень лежал на гробе. (11, 38.)

Это «возмущение», «гнев», вовсе, конечно, не на маловерных иудеев, как объясняют истолкователи, – не на людей вообще, а на последнего врага их, «человекоубийцу исконного», дьявола – Смерть, за то что он так долго держит их в рабстве, бесчестит и мучает; это гнев бойца, идущего на бой за освобождение человечества.

The Spirit of the Lord is upon Me... for He... sent me... to preach liberation to the captives... to set the exhausted free.

This indignation in the world is unprecedented: never have any people been so indignant against death, have never thrown such a challenge in its face; only one man, Jesus, in all mankind, rose up to death, as Mighty against the strong, Free against the enslaver.

The inner meaning of the whole miracle-sign is here: victory over death, the law of nature – the law of "logical identity", mechanical causality (a + b + c = a + b + c + x); the overcoming of the law by freedom – the miracle of the Resurrection. Here Jesus is the Miracle Worker – the Deliverer.

XXX

What is the meaning of this ever-increasing duality, which seems to be insoluble for us in John's testimony and, as we delve deeper into it: History is a Mystery; was – was not; Is he resurrected – is he not resurrected? To understand this, let us recall the word bl. Augustine:

John drank secretly from the heart of the Lord;

ex ilio pectore in secreto biberat. [605]