«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

31. сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его; 32. говорит в сердце своем; «забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда».

32. Свой успех враг объясняет тем, что евреев «забыл Бог» и «не увидит никогда», что Он отвернулся от народа еврейского и уже не будет изливать на него своих милостей.

33. Восстань, Господи, Боже [мой], вознеси руку Твою, не забудь угнетенных (Твоих до конца). 34. Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»? 35. Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.

33–35. Давид молит Бога восстать на защиту угнетенных евреев, чтобы покарать высокомерие врага, уверенного, что «Ты на взыщешь», не сможешь защитить теперь свой угнетенный и сиротливый народ, который предан Тебе.

36. Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.

36. «Сокруши мышцу» — низложи силу; «чтобы искать и не найти его нечестия» — чтобы не осталось следа от него, чтобы он, как противник Бога, был уничтожен всецело.

37. Господь — царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его. 38. Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, 39. чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле.

37–39. Так как власть над всем миром принадлежит Богу, а Он — покровитель благочестивых, то Давид уверен, что Господь уничтожит всех язычников на земле и о частичном осуществлении этого будущего Давид молит Бога и сейчас: пусть Господь услышит молитву смиренных евреев и защитит их, и эта защита ясно покажет всем людям, чтобы они боялись только Бога, а не человека («да не устрашает более человек на земле»).

Псалом 10

Начальнику хора. Псалом Давида.

Псалом можно считать писанным во время подготовлявшегося восстания Авессалома, которое замечал как Давид, так и близкие ему люди, советовавшие бежать из Иерусалима. Но Давид иначе оценивал серьезность своего положения и продолжал жить в Иерусалиме.

Друзья Давида советовали ему спасаться а горах, так как заговор Авессалома они считали уже совершенно организованным, и положение Давида опасным (1–3). Давид же, сознавая себя чистым пред Авессаломом и народом, продолжает оставаться в Иерусалиме, веря в то, что Господь покарает нечестивцев (4–7). 1. На Господа уповаю; как же вы говорите душе моей: «улетай на гору вашу, как птица»?

1. «На Господа уповаю». Давид привык располагать и согласовать свою жизнь с указанием Господа, от чего не хочет отступиться и сейчас, вверял себя Его водительству, а не советам друзей, хотя и искренним, но может быть несогласным с решением о Давиде Бога. — «Улетай на гору», т. е. Иудейские горы, в многочисленных пещерах можно бы легко укрыться от врагов. — «Говорите душе моей» — гебраизм, — говорите мне.