«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

8. Благословите, народы, Бога нашего и провозгласите хвалу Ему, 9. Он сохранил душе нашей жизнь и ноге нашей не дал поколебаться. 10. Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. 11. Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши, 12. посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу.

10–12. Описание образное недавней осады Иерусалима ассириянами, когда евреи находились — в «огне» (образ силы бедствий) и в «воде» (символ обилия бедствий), но от всех их Господь избавил.

13. Войду в дом Твой со всесожжениями, воздам Тебе обеты мои, 14. которые произнесли уста мои и изрек язык мой в скорби моей. 15. Всесожжения тучные вознесу Тебе с воскурением тука овнов, принесу в жертву волов и козлов. 16. Придите, послушайте, все боящиеся Бога, и я возвещу вам, что сотворил Он для души моей. 17. Я воззвал к Нему устами моими и превознес Его языком моим.

17. Молитва, произнесенная Езекией в храме пред Господом, была исповеданием Его величия и истинности (см. 4 Цар XIX:15–19).

18. Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь.

18. Молитва Езекии была услышана Господом потому, что в его сердце не было «беззакония», она составляла искреннее излияние его веры и чистого чувства.

19. Но Бог услышал, внял гласу моления моего. 20. Благословен Бог, Который не отверг молитвы моей и не отвратил от меня милости Своей.

Псалом 66

В еврейской Библии псалом в надписании не имеет имени автора; Семьдесят же и Вульгата указывают Давида. Связь содержания этого псалма с предыдущим в самом тоне хвалебно-торжественном, равно как приглашение всех народов к прославлению Бога, одинаково находящееся в обоих псалмах, да и самое сходство содержания с обстоятельствами жизни Езекии, когда он после чудесного избавления от ассириян (5–6), получил через пророка Исаию обетования великого урожая (7 ст. см. пр. Ис XXXVII:30), все это заставляет считать писателем псалма царя Езекию или кого-либо из его современников, воспевавших Господа именем царя.

Излей на нас, Господи, свои милости, чтобы все народы узнали Тебя и восхвалили (2–4). Да радуются все племена, и да восхваляют Тебя, как праведного Судию всех народов (5–6). Ты ниспослал великую милость; земля дала обильный урожай. Да продлит на нас Господь свои милости и да благоговеют пред Ним все концы вселенной (7–8)! 1. Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом. Песнь. 2. Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицем Твоим,

2. «Свет» — символ блага. «Осветить лицем» — обратить лице благоволения, ниспослать милость.

3. дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое.

3. «Познали… путь Твой» — не в смысле изучения закона и путей нравственного совершенствования, но изучений дел Божиих, показывающих, что Он — единый и истинный Бог, от Которого одного зависит спасение.

4. Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все. 5. Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами.