Православие и современность. Электронная библиотека

Не буйным, не сварливым, или как к Титу: не гневливым, не дерзким, не напрасливым. Исходный порок тут гнев; ему выражение ни в чем нельзя давать. Вообще же бегать надо не только от ссор домашних и от вещей индивидуальных, но и "словопрений, истязаний пустословных о вере, для показания себя, а не истины, для славы своей, а не Божией". Буйным же разумеется не только "кто руками или палкой с кем в драку входит, но и кто словами досаждает, или немощного соблазняет". Златоуст говорит: "Учитель — врач душ есть, врач же не бьет, но болезненного и уязвленного врачует и исцеляет".

Кротким, не лицемерно и не притворно, а евангельски кротким, как и апостол учит: "укоряемы благословляем, хулимы утешаемся". Но это не значит невнимание к оговору и клевете; молчание тут клевете пособит, а надо "неповинность свою без гнева и ссоры указав, клеветникам простить. А когда до суда дойдет, то и там по законам чистосердечно, без всякой ябеды, своего искать, или невинность свою очистить стараться. И это кротости не противно".

Не мшелоимцем, не скверностяжательным, не завистливым, не сребролюбцем — то сродные пороки, ветви одного корня, сребролюбивого духа, который есть корень всех зол, по слову Апостола, и идолослужение. И чтобы быть тому духу чуждыми, должны пастыри иметь око простое, нелукавое, и сердце апостольское Павлово: "Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении и кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван" (1Тим. 6:11-12). Скверностяжательство и мшелоимство есть два слова, переводящие одно греческое в разных местах и "значит человека, который творит скверный прибыток". Способы тому разные, и указываются в Книге следующие: лихоимство, корчемство, купечество (т.е. "разные для прибыли промыслы употреблять"), истязание мзды за тайнодействия. Блаженный Иероним учил: "Промышленника, клирика из убогого бывша богата, из подлого славна, аки язвы моровой бегай".

Свой дом в добре содержащим, детей в послушании и со всякой чистотою. "Вспомни, о пресвитер! Илия ветхозаветного, которого Бог за беззакония распутных сынов его нещадно наказал (1 Цар. 4:18). И помышляй о себе, да и не ты жесточайшей паче одной казни будешь подвержен, ово за дом свой, ово за дом Божий, то есть за прихожан, тебе порученных, коих ты должен на путь спасения привесть".

Не новокрещеным, да не разгордевшимся, в суд впадет, и в сеть диаволю. На этом ближе не останавливается "Книга": то надлежит рассмотрению епископскому. Отмечает "Книга" только гордость, и с ней связанное самоугодие, т.е. самолюбие незаконное — точный источник гордости и надмения. Помнить должен пастырь, что он служитель Христа — кроткого и смиренного, и преемник Апостолов, которые укоряемы — благословляли, почему иерей с прихожанами не должен "властелински" поступать.

Подобает же ему (пресвитеру) и свидетельство добра иметь от внешних, да не в поношение впадет, и в сеть неприязненную. "Чрез внешних разумей иноверцев, паче же идолопоклонников и других неверующих во Христа, между коими первенствующая апостольская Церковь, как крин среде терния находилась. Кто ж отсюда не видит, колико иерею подобает быть непорочным, и солнечных луч, по Златоустову учению, светлейшим. Есть либо от иноверных поношение, чаще без вины, как по вине бываемое, вредно есть: то много паче от своих православных христиан, а особенно от прихожан, и всех тех, кто о житии его осведомлены, поношение получаемое, как достовернейшее, большою сетью и запинанием в деле священническом может быть". По слову Златоустову: "Эта есть добродетель учителева, аще благих дел имеет свидетелей учеников своих".

Обращаясь к добродетелям, не входящим в перечисление апостольское, Книга отмечает прежде всего двуязычие, о нем апостол говорит применительно к дьяконам, но предостережение это относится и к пресвитерам. Тут разумеется и оговор, хотя бы и праведен он был. Относит сюда Книга и вымышления чудес и "суеверная примечания, ничем не отличная волхований". Общая же характеристика требуемых от священника добродетелей умещается в заповеди Божии общие: "будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (Мф. 10:16). "Употребляйте их в оборот, пока Я возвращусь" (Лк. 19:13). "Терпением вашим спасайте ваши" (Лк. 21:19). "Пребудьте во Мне, и Я в вас…" (Ин. 15:4). "Вся сия заповеди требуют от пресвитеров, чтоб они Христу Богу последуя и с Ним соединяясь, как в обращении с другими всеми были разумны, скромны и осторожны, так и должностях звания своего тщательны, исправны и неутомимы, в скорбях терпеливы, великодушны и непобедимы". Снова возвращаясь к основным заповедям апостола Павла (в частности: "не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус".), Книга предостерегает против высокоумия, ибо, по слову Златоуста, ничто так не расточает и не разоряет исправлений наших, как напоминание содеянных нами благих. Снова вспоминая поучения апостола Павла, обращенные к Тимофею, Книга заключает свое наставление указанием на две "генеральные" добродетели: верность и мудрость, "под именем которых Сам Христос совершенных домостроителей Своих означает, и тем самым от них реченных двоих добродетелей особенно требует: Кто есть, рече, верный строитель и мудрый, его же поставит Господь над челядью Своею, даяти во время житомерие". Это чего требует? Чтобы пастырь не сам ел и пил, но рабам Господним раздавал пищу во время, "как учением, как тайнодействием, так же молитвами к Богу, и во всем том не искал бы своих, но яже Христа Иисуса". Кто же верности и мудрости не имеет, то добродетели его "один вид и маска", а строитель — гроб повапленный, — а что такого строителя ожидает? "Вот жребий нерадивого и неверного пастыря: тут будет плачь и скрежет зубом".

Восполним все выше сказанное одним поучением, более давним, чем Книга должностей, вполне ей созвучным — наставлением св. Тихона Задонского о должности пастыря. Вот как говорит об этом наш великий учитель:

"Самое имя пастырь показует, каковы должны быть они: так как пасут не скот бессловесный, но овец Христовых словесных, людей, по образу Божию сотворенных и кровью Христа, Сына Божия, искупленных. Внимай всему этому, возлюбленный пастырь!

1. Сана или чести не должен ты проискивать, но звания ожидать.

2. Когда зовешься, рассуждай себе, можешь ли такое бремя поднять и носить? Когда не можешь, не касайся этого, да не отяготит тебя и не погрузит в бездну. Надо самому исправиться , кто хощет других исправлять: надо прежде самому научиться, тому кто хочет других учить: надо быть осторожным самому, кто хочет других пасти и спасать. Надо быть добрым самому, кто хочет других сохранять от зла. Надо самому идти впереди, кто хочет вождем быть, и путь другим показывать, и вести их к отечеству: надо быть светом мира, которым все просвещаются, солью земли и прочее. Надо прежде самому чистым и непорочным быть, кто хочет и для других быть молитвенником к Богу. Надо, чтобы самого тебя совесть не обличала, кто хочет других за грехи обличать, да не услышит: врач, исцелись сам. Рассуждайте так, возлюбленные, и тягчайшего сил твоих бремене не касайся.

3. Пастырь должен людей учить неотменно, к истинному покаянию приводить, страх Божий и любовь в сердцах человеческих насаждать, бесстрашных и нераскаянных грешников судом Божиим устрашать, смущаемыхся и сомневающихся и склонных к отчаянию, милостию Божию и евангельским утешением ободрять, суеверия и расколы и ереси искоренять. Все это учение от источника Израилевых, священных книг слова Божия почерпать и подавать людям, себе подчиненным.

4. Место учения есть храм святой: однако пастырь везде, где ни бывает собрание, может и должен учение преподавать, когда случай будет. В этом деле есть пример всем пастырям Христос Спаситель мира, Который не только в храме Соломоновом учил, но и в домах, и в пустыне, и в прочих местах. Случай подаст пастырю тщательному и остроумному что и где говорить, как это видим и в Евангелии. За трапезою сидя, может о трапезе царствия небесного говорить.

5. Что хочешь сказать людям, то должен прежде мысленно рассудить и доброе разуметь, и такое людям предлагать. Пища прежде варится, и солью растворяется, и так на трапезе представляется, и угодна, и полезна бывает ядущим: так и пастырь: пищу Божия Слова должен прежде внутри своего сердца сварить и солью разума растворить, и в таком виде алчущим людям духовную трапезу представлять: иначе пастырь легко может в слове погрешить.