67. Теперь мы скажем об исцелениях Его. Об этом Исаия говорит так: «Он понес наши немощи и наши болезни возложил на себя» (LIII, 4). т. е. понесет их и возложит на себя. Ибо есть такия места, где Дух Божий сообщает чрез пророков имеющее произойти, как совершившееся; ибо что у Бога взвешено и предопределено, чтобы наверное произойти, то рассматривается, как уже происшедшее. И Дух, наперед созерцая и провидя то время, когда пророчество должно исполниться, (соответственно этому) делает Свои изречения. И для обозначения образа исцеления он говорит следующее: «В тот день глухие услышат написанные слова и прозрят во тьме и во мраке глаза слепых» (Иса. ХХІХ, 18); и опять он же говорит: «Укрепитесь, ослабевшия руки и дрожащия и спотыкающиеся колена; утешьтесь, робкие и малодушные умом; будьте тверды, не бойтесь; вот Бог наш, — Он воздаст судом; Он Сам придет и спасет нас. Тогда откроются глаза слепых и уши глухих услышат; тогда хромой вскочит, как олень, и язык заикающихся будет свободен (ясен)». О мертвых, что они восстанут, он говорит таким образом: «Воскреснут мертвые и те, которые в гробах, восстанут» (ХХVІ, 19). Когда Он осуществляет это, должно веровать в Него, как Сына Божия.

68. О том, что Он будет поруган и мучим и наконец, даже умерщвлен, Исаия говорит так: «По истине Сын Мой признан, возвышен и вознесен. Сколь многие изумлялись относительно тебя — так бесславен лик Его среди людей, — так многие народы будут изумляться и цари заградят свои уста; ибо узрят его те, которым не было возвещено о нем, и уразумеют те, которые не слышали. Господи, кто поверил тому, что нам возвещено, и мышца Господня — кому она открылась? Возвестихом яко отроча пред ним, как отпрыск от корня в сухой земле; он не имел ни вида, ни славы, и мы видели его, и он не имел ни вида, ни красоты; но вид его презрен и умален больше других людей; муж в язвах и привыкший переносить страдания, ибо отвращено лице его; он был презираем и ни во что ставили его. И он грехи наши носит и ради нас терпит болезни; а мы думали, что он в болезнях, в язвах и в страданиях (от Бога), тогда как он язвлен за наши грехи и мучим за наши беззакония; наказание мира нашего на нем, и язвами его мы исцелились» (LІІ, 13 — LII, 5). Этими словами, следовательно, возвещено, что он пострадал, как и Давид говорит: «И я пострадал» (Пс. XXXVІІ, 7). Но Давид никогда не страдал, а Христос, когда дано было повеление о распятии Его на кресте. И опять Его слово говорит чрез Исаию: «Хребет мой я предал для ударов и ланиты мои для заушений и не отвратил лица моего от поруганий и оплеваний» (Иса. L, 6 . То же говорит и пророк Иеремия в следующих словах: «Он подставляет ланиты бьющему его, пресытился поношением» (Плач. Иерем. ІII, 30). Все это Христос претерпел.

69. Дальше у Исаии следует: «Язвами его мы исцелились; мы все заблудились, как овцы, каждый совратился на свою дорогу, а Господь возложил на него наши грехи» (Иса. LIII, 5:6). Итак, ясно, что это произошло с Ним согласно с волею Отца ради нашего спасения. Потом же он говорит и о страдании Его: «Он не открывает уст своих, как овца он веден был на заклание, как агнец пред стригущим безгласен» (LIII, 7). Вот, смотри, так он возвещает добровольное шествие его на смерть. Слово же пророка: «Во смирении его суд его взят (от Него)» — Иса. LIII, 8 — указывает на Его смиренное явление. Отнятие суда совершилось сообразно с Его бесславием. Отнятие же суда одним служит во спасение, а другим приносит смертоносное мучение. Ибо оно одним принесено, а от других унесено. Так и суд; те, которым он принесен, имеют его для своего смертоносного мучения; те же, от которых он унесен, чрез это спасены. Таким образом те, которые распяли Его, навлекли на себя суд, и когда они совершали это над Ним, они не веровалн в Него, что чрез суд, который они навлекли на себя, они погибнут в мучениях. Но у верующих в Него суд отнят, и они больше не подлежат ему. И суд, который огнем умертвит маловерных, совершится в конце этого мира.

70. Потом он говорит: «Род его кто изъяснит» (Иса. LIII, 8). Чтобы мы ради Его врагов и ради перенесенных Им страданий не презирали Его, как бесславного и маловажного человека, сказано это для нашего назидания. Ибо Тот, Кто претерпел все это, имеет неисчислимый род, так как он под родом разумеет Его происхождение, т. е. Его Отца, Который неисчислим и неизречен. Уразумей же, что существо такого происхождения перенесло такия страдания и не поноси Его за страдания, которые Он перенес с намерением ради тебя, но убойся пред Ним ради Его происхождения.

71. И в другом месте Иеремия говорит: «Дух лица нашего Господь Хрнстос, и как он пойман был в сети их, о котором мы думали: в тени его будем жить среди иародов» (Плач. Иерем. ІV, 20). И что Христос, будучи Духом Божиим, соделается человеком, подверженным страданию, на это указывает Писание; и оно как бы изумляется и удивляется Его страданиям, ибо так должен переносить страдания тот, под тенью которого мы думали жить; а под тенью он разумеет Его тело. Ибо как тень происходит от тела, так и тело Христа происходит от Его Духа. Но словом «тень» он обозначает вместе с тем невзрачность и легкую доступность Его тела для унижения. Ибо как тень даже прямо стоящих тел ложится на землю и попирается ногами, так и тело Христа, поверженное на землю страданиями, как бы попрано. И он назвал тело Христа тенью в том смысле, что Дух осенил и покрыл Его славою. Таким образом также весьма часто при прохождении Господа полагали на пути впавших в разнообразные болезни, и те, до кого достигала Его тень, исцелялись.

72. И опять тот же пророк о страданиях Христа (говорит) так: «Как праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу, и праведные восхищаются (от земли), и никто не помыслит о том, что праведные восхищены от зла. В мире идет он в свой гроб; он взят из среды» (Иса. ХVII, 1 — 2). И кто иной совершенно праведен, кроме Сына Божия, Который приводит к совершенной праведности верующих в Него, которые подобно Ему были преследуемы и умерщвляемы. А слово: «В мире он идет в свой гроб возвещает, как Он умер для нашего искупления; ибо в мире означает искупление. Ибо те, которые были врагами и противниками, вследствие Его смерти веруя в Него соблюдают взаимный мир, так как чрез всеобщую веру в Него они воистину сделались друзьями и возлюбленными. Если же он говорит: «он взят из среды», то этим он мыслит Его воскресение из мертвых. Ибо после Своего погребения Он являлся уже не как мертвец, так как, умирая и восставая, Он должен пребывать бессмертным, (о чем) пророк говорит так: «Он просил у Тебя жизни и Ты дал ему и долгоденствие на век и век» (Пс. ХХ, 5). Но почему он говорит: «он просил жизни», когда все–таки Он должен был умереть? Этим он возвещает именно Его воскресение из мертвых, и что Он, будучи воскрешен из мертвых, бессмертен. Ибо Он получил жизнь именно для того, чтобы воскреснуть, и долгую жизнь навсегда и вечно, чтобы быть нетленным.

73. И опять Давид о смерти и воскресении Христа говорит так: «Я лег и уснул, я восстал, ибо Господь защитил меня» (Пс. III. 6). Давид сказал это не о себе, так как он не восстал, после того, как умер; но это — Дух Христа, Который и чрез других пророков, а в настоящем случае чрез Давида говорит о Нем: «Я лег и уснул, я восстал, ибо Господь защитил меня. Под сном он разумеет смерть, ибо Он воскрес.

74. And again David speaks of Christ's sufferings: "Why are the nations troubled, and the nations plotting vain things? The kings of the earth arise, and the princes take counsel together against the Lord and against His Anointed" (Psalm II, 1:2). For Herod, king of the Jews, and Pontius Pilate, procurator of the emperor Claudius, came together and condemned Him to be crucified (cf. Luke XXIII, 7ff.). For Herod feared that He would be an earthly king. by which he can be deposed from his kingdom. Pilate was compelled by Herod and the Jews around him to deliver Him up to death against his will, when he preferred to do so rather than act against the emperor by saving the man who bore the name of "king."

75. And again the same prophet speaks of Christ's sufferings: "You have rejected and despised us, you are angry with your anointed; Thou hast ruined the covenant of my servant; Thou hast cast down his holiness to the earth; Thou hast broken down his enclosures, and made his fortress tremble. He is plundered by all who pass by the way, and he has become a laughing stock to his neighbors. Thou hast exalted the right hand of his oppressors; Thou hast suffered his enemies to rejoice over him: thou hast turned back the help of his sword, and hast not strengthened him in battle. Thou hast put an end to his purity, and hast cast his throne to the earth. Thou hast shortened the days of his time and covered him with shame" (Ps. LXXXVIII, 39-46). And that he endured all these things, and that they were to come to pass by the will of the Father, he declared them openly; for He had to endure suffering, according to the will of the Father.

76. And Zechariah says thus: "Sword, rise up against my shepherd and against my man, my partner; smite the shepherd, that the sheep may be scattered" (Zech. X, 7). And this happened when He was captured by the Jews; for all the disciples forsook him out of fear. so as not to die. For they did not yet firmly believe in Him until they saw Him risen from the dead.

77. Again he says in the book of the twelve prophets, "And they bound him and brought him as a gift to the king." For Pontius Pilate was the governor of Judea, and at that time bore enmity towards Herod, the king of the Jews. But then, when Christ was brought to him bound, Pilate sent him to Herod, leaving him to interrogate him, in order to find out exactly what he wanted in relation to him, using Christ as a pretext to be reconciled with the king (cf. Lk XXIII, 7ff.).

78. And in (the book of) Jeremiah, he announces his death and his descent into hell as follows: "And the Lord, the Holy One of Israel, remembered his dead who had previously fallen asleep on earth, and came down to them to proclaim to them his salvation... to save them." Here He also explains the reasons for His death, for His descent into hell was for the salvation of the dead.

79. And again of His cross Isaiah says: "All day long I stretched out My hands to the foolish and disobedient people" (Isa. LXV, 2). For this is the sign of the cross. And David says even more clearly: "The dogs have surrounded me, a crowd of evil ones has surrounded me; pierced my hands and feet" (Psalm XXI, 17). And again he says: "My heart is melted like wax in my inward parts, and my bones are scattered" (Psalm XXI, 15). And again he says: "Deliver me from the sword, and nail my flesh, for the host of the wicked has come out against me" (Psalm XXI, 21:17). In these words he clearly points to His crucifixion. Likewise, Moses also speaks to the people in the following way: "And your life will hang before your eyes, and you will tremble day and night, and you will not be sure of your life" (Deuteronomy XVIII:66).

80. Again David says: "They looked at me, they divided my garments among themselves, and they cast lots for my garments" (Ps. XXI, 19). For at His crucifixion the soldiers divided His garments, as was their custom, and tore His garments, and thus divided Him. But as for the tunic, since it was woven from above and not sewn together, they cast lots so that the one on whom it fell would receive it (cf. John XIX, 23 ff.).