Апостольские постановления через Климента, епископа и гражданина Римского

46. Язычники не должны знать происходящих между вами раздоров, и вы не принимайте в свидетельство против себя неверующих, и не судитесь у них, и ничем не будьте должны им относительно подати или страха, но «отдавайте кесарево Кесарю, а Божие Богу», как то: подать или кинсон или дидрахму, как и Господь наш, дав статир, избавился от досаждения.

Итак, избери лучше понести урон и стараться о том, что клонится к миру не только с братьями, но и с неверующими; ибо, понесши какой–либо урон в житейском, ты, как богочестивый и живущий по заповеди Христовой, не потерпишь никакого вреда в божественном. Если же какую тяжбу имеют между собою — чего да не будет! — братья, то вы, предстоятели, должны уразуметь из сего, что таковые совершают дело не братьев о Господе, но, лучше, неприязненных врагов. И если один из них окажется мягким, тихим, чадом света, а другой жестоким, дерзким, любостяжательным, то сей, по дознании, что он таков, да будет подвергнут епитимии и отлучен и понесет наказание братоненавистничества; потом, если переменится, да будет принят и таким образом, быв уцеломудрены, облегчат они судилища ваши. Надлежит также, чтобы оскорбления, причиненные друг другу, прощали и не судии, но сами те, которые имеют их у себя, как объявил Господь, когда, спрошен быв мною, Петром: «если согрешит против меня брат мой, сколько раз прощать ему? — до семи ли раз?» сказал: «не говорю тебе: до семи, но до семижды семидесяти раз». Воистину хочет Господь, чтобы так вели себя ученики Его и чтобы никогда ничего не имели ни против кого, как то: ни неумеренного гнева, ни чрезмерной запальчивости, ни несправедливого пожелания, ни непримиримой ненависти. Итак, кто гневается, тех соединяйте в дружбу; кто враждует, тех приводите в единомыслие; потому что Господь говорит: «блаженны миротворцы, ибо сынами Божиими нарекутся».

47. Судилища ваши да бывают во второй день после субботы, чтобы, если окажется противоречие вашему мнению, вы, имея досуг до субботы, возмогли исправить противоречие, и в день ЯХВЕ примирить несогласных между собою. На судилище же пусть присутствуют с вами и диаконы и пресвитеры, судя, как люди Божии, со справедливостью и нелицеприятно. Когда же придет, как и Закон говорит, то и другое лицо, у которых есть тяжба, то каждое пусть станет посреди судебного места, и вы, выслушав их, праведно выньте жребии, стараясь сделать их обоих друзьями, прежде мнения епископа, чтобы суд против согрешившего не сделался гласным, потому что епископ и на судилище имеет одобрителем и свидетелем суда Христа Божия. И тогда, когда кто клеветливо обличается кем–либо в неправом хождении о Господе, подобным же образом выслушивайте то и другое лицо, как обвиняющего, так и обвиняемого, только не по предубеждению, ни с потворством одной стороне, но по справедливости, как подающие мнение о жизни или смерти вечной. «Праведный, говорит Бог, праведное преследуй»; ибо, кого вы наказали и отлучили справедливо, тот отвержен от вечной жизни и славы, и у праведных людей безчестен, и у Бога осужден.

48. А мнение произносите не о всяком грехе одинаковое, но каждому сродное, со многим благоразумием обсуждая каждое прегрешение, как малое, так и великое; и иначе осуждайте грех делом, и, опять, иначе — грех словом, иначе — грех намерением, иначе — грех злоречия, иначе — грех подозрения, и одних подвергай только угрозам, других подаянием нищим, тем назначь строгие посты, а других, по великости преступления их, отлучи.

И Закон назначил не одно и то же наказание за всякий грех; но иное за грехи против Бога, против священника, против храма, против святилища, иное за грехи против царя, против начальника, против воина, против подчиненного, против равного или слуги, или против имения или против безсловесного, и, опять, — различное за грехи против родителей и сродников, иное также за грехи вольные и иное за грехи невольные, и одних подверг смерти или на кресте или чрез побиение камнями, а других пени или побоям или возмездию. Так и вы за различные грехи налагайте и наказания различные, чтобы не вкралась какая–либо несправедливость и не подвигла Бога к негодованию; ибо, на каком несправедливом суде будете вы посредниками, того и мзду получите от Бога; ибо «каким судом судите, таким будете судимы».

49. Итак, сидя на судебном месте, в присутствии того и другого лица — мы не назовем их братьями, пока не примирятся между собою — тщательно изведывайте о препирающихся, и сначала об обвиняющем, сего ли первого обвиняет он, или и на других возводил он преступления, и не от недовольства ли или спорливости их предлежит преступление, и каков образ жизни его. Но одному ему, хотя бы он был добросовестен, не верьте, ибо это противозаконно, а пусть будут у него и другие свидетели, подобные ему по поведению, как говорит Закон: «при устах двух и трех свидетелей станет всякое слово». Почему же, сказали мы, должно изследовать, каково поведение их? Потому что часто случается, что и двое и большее число свидетельствуют о зле и согласно утверждают ложь, как поступили в Вавилоне два старца против Сусанны, в Самарии — сыны беззаконных против Навуфея, в Иеросалиме — множество жидов против Господа и против первомученика Его Стефана.

Итак, свидетели да будут кротки, негневливы, справедливы, любовны, целомудренны, воздержны, не злы, верующие, благочестивые; ибо свидетельство таковых по самому поведению их твердо и по образу жизни их истинно. А кто не таков, тех свидетельства не принимайте, хотя бы и казались они согласными в обвинении; ибо в Законе повелевается: «не следуй с большинством на зло, не принимай слуха пустого, не прилагайся к большинству, чтобы извратить правду».

С другой стороны, вы должны знать и обвиняемого, каков он по образу жизни и поведению, одобряют ли жизнь его, незазорен ли он, ревнив ли о праведности, вдоволюбив ли, страннолюбив ли, нищелюбив ли, братолюбив ли, не корыстолюбив ли, не жаден ли, не склонен ли к хищничеству, целомудрен ли, не распутен ли, не пьяница ли, не тунеядец ли, сострадателен ли, и щедр ли.

50. Ибо, если есть за ним прежние дурные дела, то и теперь возносимые на него обвинения кажутся отчасти истинными, если только не вспомоществует ему правосудие; ибо может случиться, что некогда он действительно согрешил, но в том преступлении, в котором теперь оговаривают его, он невиновен. Посему, вникая в это тщательно, произносите мнения против уличенного осмотрительные и твердые; а если после отлучения он попросит прощения, припадет к епископу и исповедует, что согрешил, то принимайте его. А клеветника не оставляйте ненаказанным, чтобы он не опорочил и другого кого, хорошо живущего, или чтобы другого кого не склонил сделать ему подобное; равно и уличенного не оставляйте неопозоренным, чтобы другой не сделал того же преступления; ибо ни «лжесвидетель без наказания не останется», ни грешник не избежит наказания.

51. Мы сказали, что несправедливо судить односторонне. Действительно, если вы выслушаете одно лицо, а другого не будет при том, и оно не будет защищаться против возносимого на него преступления, а вы вынете жребий осуждения опрометчиво, то у Бога, праведного Судии, окажетесь виновными в убийстве и меряющими одною мерою с клеветником. Ибо «каков держащий за хвост пса, таков председательствующий на чужом суде». Если же сделаетесь подражателями старцев вавилонских, которые, лжесвидетельствовав против Сусанны, несправедливо осудили ее на смерть, то будете повинны их суду и осуждению, потому что хотя ЯХВЕ и исхитил Сусанну из рук беззаконных чрез Даниила, но виновных в крови её старцев осудил на сожжение, а вас чрез Даниила укорил, говоря: «так ли вы безумны, сыны Израилевы? не испытав, ни разумев истины, осудили дочь Израилеву. Возвратитесь на суд, ибо эти ложь свидетельствовали против неё».

52. Посмотрите и на мирские судилища, властью которых в виду нашем приводятся убийцы, прелюбодеи, колдуны, гробокопатели, разбойники. Там начальники, сделав дознание о преступлении обвиняемых от приведших их, спрашивают преступника, таково ли точно дело его, и хотя бы он сознался, не тотчас отсылают его на наказание, но в продолжение многих дней производят изследование о нем со многим тщанием и задернув завесу. Наконец, намеревающийся произнести приговор о нем и вынуть смертный жребий против него, подняв руки к солнцу, свидетельствуется, что он не виновен в крови человека. Так поступают начальники эти, несмотря на то, что они язычники и не знают ни Божества, ни мщения божественного против них, если осудят кого безвинно.

53. Как же можете давать обидное мнение о ком–либо вы, знающие, кто Бог наш и каковы суды Его, когда о суде вашем немедленно знает Бог, и что если произнесете вы суд справедливый, то сподобитесь справедливых воздаяний и теперь и впоследствии, а если — несправедливый, то, опять, получите сообразное с делом своим? Советуем вам, братья, сподобляться лучше похвал от Бога, нежели порицаний; потому что похвала Божия — вечная жизнь для людей, как и порицание — вечная смерть.

Посему, будьте судьями справедливыми, миротворными, негневными; ибо: «напрасно гневающийся на брата своего подлежит суду». А если бы и случилось вам разгневаться на кого по чьему–либо возбуждению, то солнце пусть не зайдет во гневе вашем. «Гневайтесь, говорит Давыд, и не согрешайте», то есть скоро примиряйтесь, чтобы удержанный в сердце гнев не сделался злопамятством и не соделал греха; ибо «души злопомнящих, говорит Соломон, в смерть». Господь наш и Спаситель Исус Христос говорит в Евангелии: «если принесешь дар твой к алтарю, и там вспомнишь, что брат твой имеет нечто на тебя, оставь там дар твой пред алтарем, и, пойдя, прежде примирись с братом твоим, и тогда, придя, принеси дар твой». А дар есть молитва и благодарение каждого Богу. Итак, если ты имеешь что против брата своего, или он имеет что против тебя, то ни молитвы твои не будут услышаны, ни благодарения твои не будут приняты, потому что вы в гневе. А молиться вы, братья, должны постоянно. Поскольку же несправедливо враждующих во гневе на братьев Бог не слушает, хотя бы они и трижды в час молились, то нужно разрешать всякую вражду и малодушие, чтобы могли мы молиться сердцем чистым и незапятнанным. Притом, Господь повелел любить даже врагов, а не ненавидеть друзей. И законодатель говорит: «не возненавидь никакого человека, не возненавидь брата твоего в уме твоем, обличением обличи брата твоего, и не примешь ради него греха». И Давыд говорит: «если воздал я воздающим мне зло».

Посему, если желаешь быть христианином, то следуй закону Господню: «разрешай всяк союз неправды». В тебя вложил Господь власть прощать грехи брату, сделанные им против тебя, «до семижды семидесяти», то есть до четырех сот девяноста раз. Сколько же раз простил уже ты брату своему, что не желаешь простить ему еще теперь? Послушай, что говорит Захария: «каждый злобы ближнего своего не помышляйте в сердцах ваших». А ты злопамятствуешь и вражду питаешь и в суд идешь и злобу обдумываешь, и молитва твоя встречает препятствие!