Апостольские постановления через Климента, епископа и гражданина Римского

Потом первосвященник, испрашивая народу мир, пусть благословит его, как и Моисей заповедал священникам благословлять народ сими словами: «Да благословит тебя ЯХВЕ и сохранит тебя; да призрит на тебя ЯХВЕ светлым лицом Своим и помилует тебя; да обратит ЯХВЕ лицо Свое на тебя и даст тебе мир».

Итак, пусть епископ молится и говорит: «Спаси народ Твой, ЯХВЕ, и благослови достояние Твоё, которое Ты стяжал и приобрел честною кровию Христа Твоего и назвал царским священством и народом святым».

После этого да бывает жертва, при стоянии и безмолвном молении всего народа, а когда принесут ее, каждый чин особо пусть причащается тела Господня и драгоценной крови в порядке, с почтением и благоговением, как приходящие к телу царскому; и женщины пусть приходят с покрытыми головами, как приличествует женскому полу, а двери пусть стерегут, чтобы не взошел кто неверующий или непросвещенный.

58. А если кто, брат или сестра, придет из другой области с одобрительным письмом, то диакон пусть обследует относящееся до них, разведывая, верующие ли они, чада ли они Церкви, не осквернены ли они ересью, и, опять, замужняя ли или вдовица, и таким образом, узнав относительно их, что они истинно верующие и единомысленные в Господнем, пусть отводит каждого на подобающее ему место. А если придет из области пресвитер, то пусть общительно примут его пресвитеры, а если диакон, то — диаконы, а если епископ, то пусть сядет он с епископом, удостоившись от него равной чести. И ты, епископ, попроси его проговорить к народу поучительное слово; ибо наставление и вразумление чужестранных принимается благосклонно и весьма полезно, потому что «никакой пророк, говорит, не принимается в своем отечестве». Позволь также ему и евхаристию совершить. Если же он, как мудрый, из уважения и почтения к тебе не захочет совершить евхаристии, то принудь его по крайней мере благословить народ.

А если во время сидения взойдет другой какой муж благопристойный и славный, чужестранец ли или туземец, то ты, епископ, если говоришь тогда народу слово о Боге или слушаешь поющего или читающего, не оставляй служения слова по лицеприятию, чтобы доставить вошедшему первое место, но оставайся спокойным, не прерывая своего слова или слушания. Его пусть примут чрез диаконов братья, и если нет места, то диакон с благоразумием, но не с гневом, сведши младшего с места, пусть посадит на нем вошедшего, — справедливо также, чтобы братолюбец и сам сделал это; а если тот откажется, то сведи его против воли и поставь позади всех, чтобы и прочие научились уступать место почтеннейшим. Когда же войдет бедный или незнатный или странник, старый или молодой возрастом, а места нет, то и им пусть образует место диакон от всего сердца, имея в виду не то, чтобы угодить людям, но то, чтобы служение свое сделать благоугодным Богу. То же самое пусть делает и диаконисса, когда приходят женщины, бедные или богатые.

59.

Не расточайте же себя вы, члены Христовы, нехождением в собрания. Имея главою Христа, по обещанию Своему присущего нам и соединившегося с нами, не нерадите о себе, не отнимайте у Спасителя Его членов, не разделяйте Его тела, не расточайте Его членов, не предпочитайте божественного слова потребностям житейским, но каждый день собирайтесь утром и вечером на пение и молитву в зданиях Господних: утром, говоря псалом шестьдесят второй, а вечером — сто сороковой. Особенно же сходитесь туда с большим тщанием в день субботний и в день воскресения Господа, то есть в день ЯХВЕ, возсылая хвалу Богу, сотворившему все чрез Исуса и пославшему Его к нам, попустившему Ему пострадать и воскресившему Его из мертвых. Ибо чем оправдается пред Богом тот, кто не ходит слушать спасительное слово о воскресении в такой день, когда и три моления совершаем стоя, в память Воскресшего в третий день, и когда бывают чтения пророков и проповедь Евангелия и приношение жертвы и дары священной снеди?

60. Как же не враг Божий тот, кто о привременном заботится и днем и ночью, а о вечном нерадит, кто о омовениях и привременной пище печется каждый день, а о том, что всегда пребывает, не заботится? Как и ныне не скажет такому Господь: «оправдались народы больше вас», подобно тому, как и порицая Иеросалим, говорил Он: «оправдался Содом от тебя»? Если народы каждодневно, востав от сна своего, бегут к идолам служить им, и молятся им прежде всякого дела и прежде всякого занятия, и в праздники и в торжества свои не нерадят, но очень пекутся об этом не только местные жители, но и вдали живущие, и все сходятся на зрелища свои, как бы в сонмище; равным образом, если напрасно именуемые иудеи, работая шесть дней, в седьмой день собираются в синагогу свою, никогда не пропуская или не оставляя ни празднеств своих, ни синагоги своей, тогда как чрез неверие свое отщетились силы Слова, а сверх сего и имени Иуды, которым называют себя, ибо Иуда означает исповедание, а они, беззаконно совершившие убиение Христа, не исповедуются Богу, чтобы, раскаявшись, спастись; если, говорим, и не спасаемые часто ходят туда, где не получают никакой пользы, — то чем оправдаешься пред Господом Богом ты, оставляющий Церковь Его и не подражающий даже народам, но оставлением ее являющийся нерадивым или отступником или нечестивцем?

Итак, как оправдается тот, кто нерадит о Церкви Божией или убегает ее?

61. Если же кто нерадит о Церкви, придумывая извинение в грехах, выставляя в предлог дело свое, таковой пусть знает, что мастерства верующих суть занятия, а дело их — благочестие. Посему мастерствами своими занимайтесь вы как бы между делом, чтобы питаться вам, а в благочестии подвизайтесь, как в деле, как и Господь говорил: «старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную»; и опять: «вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал».

Итак, старайтесь никогда не оставлять Церкви Божией. А кто презрит ее и войдет в скверность народов или в сонмище жидовское или еретическое, тот чем оправдается пред Богом в день суда, оставив живые и животворящие и могущие освободить от вечного наказания слова Живого Бога и пошедши в здание бесовское или в синагогу христоубийц, или в церковь лукавнующих, не послушав Того, Кто говорит: «возненавидел я церковь лукавнующих, и с законопреступными не войду; не сел я с сонмом суетным, и с нечестивыми не сяду»; и опять: «блажен муж, который не пошел в совет нечестивых, и не стал на пути грешных, и не сел на седалище заразителей, но воля которого в законе ЯХВЕ и который упражняется в законе Его день и ночь»?

А ты, оставив собрание верующих, Церковь Божию, и законы Его, устремляешь взоры на вертепы разбойников, почитая святым то, что Он назвал скверным, и обобщая то, что Он разделил, и не это только делаешь, но бегаешь уже и на церемонии еллинские и поспешаешь на зрелища, пожелав числиться одним из ходящих туда и участвовать в неприличных, чтобы не сказать — мерзких, представлениях, не слушая Иеремии, говорящего: «Адонаи! не сидел я в сонме их играющих, но я боялся от лица руки Твоей»; ни Иова, говорящего подобное: «если и с насмешниками я ходил когда–либо, то я стану на весах правды»! Зачем же ты хочешь участвовать в еллинских учениях, учениях людей мертвых, по внушению диавола преподающих смертоносное и превращающее веру, и внемлющих сему приводящее к многобожию?

Итак, вы, занимаясь законами Божиими, считайте их драгоценнейшими житейских нужд, и, отдавая им большую честь, стекайтесь в Церковь Господа, которую приобрел Он кровию возлюбленного Христа, рожденного прежде всякой твари. Ибо она есть дщерь Вышнего, родившая нас словом благодати и вообразившая в нас Христа, сделавшись причастниками Которого вы уже члены священные и избранные, не имеющие пятна, или порока, или чего–либо подобного, но, как святые и непорочные в вере, совершенны в Нем по образу создавшего вас Бога.

62. Остерегайтесь праздновать с погибшими, составляющими сонмище языческое на обольщение и погибель; ибо у Бога никакого нет общения с диаволом, а кто собирается с мыслящими диавольское, тот причтен будет к ним и наследует горе.