Апостольские постановления через Климента, епископа и гражданина Римского

60. Как же не враг Божий тот, кто о привременном заботится и днем и ночью, а о вечном нерадит, кто о омовениях и привременной пище печется каждый день, а о том, что всегда пребывает, не заботится? Как и ныне не скажет такому Господь: «оправдались народы больше вас», подобно тому, как и порицая Иеросалим, говорил Он: «оправдался Содом от тебя»? Если народы каждодневно, востав от сна своего, бегут к идолам служить им, и молятся им прежде всякого дела и прежде всякого занятия, и в праздники и в торжества свои не нерадят, но очень пекутся об этом не только местные жители, но и вдали живущие, и все сходятся на зрелища свои, как бы в сонмище; равным образом, если напрасно именуемые иудеи, работая шесть дней, в седьмой день собираются в синагогу свою, никогда не пропуская или не оставляя ни празднеств своих, ни синагоги своей, тогда как чрез неверие свое отщетились силы Слова, а сверх сего и имени Иуды, которым называют себя, ибо Иуда означает исповедание, а они, беззаконно совершившие убиение Христа, не исповедуются Богу, чтобы, раскаявшись, спастись; если, говорим, и не спасаемые часто ходят туда, где не получают никакой пользы, — то чем оправдаешься пред Господом Богом ты, оставляющий Церковь Его и не подражающий даже народам, но оставлением ее являющийся нерадивым или отступником или нечестивцем?

Итак, как оправдается тот, кто нерадит о Церкви Божией или убегает ее?

61. Если же кто нерадит о Церкви, придумывая извинение в грехах, выставляя в предлог дело свое, таковой пусть знает, что мастерства верующих суть занятия, а дело их — благочестие. Посему мастерствами своими занимайтесь вы как бы между делом, чтобы питаться вам, а в благочестии подвизайтесь, как в деле, как и Господь говорил: «старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную»; и опять: «вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал».

Итак, старайтесь никогда не оставлять Церкви Божией. А кто презрит ее и войдет в скверность народов или в сонмище жидовское или еретическое, тот чем оправдается пред Богом в день суда, оставив живые и животворящие и могущие освободить от вечного наказания слова Живого Бога и пошедши в здание бесовское или в синагогу христоубийц, или в церковь лукавнующих, не послушав Того, Кто говорит: «возненавидел я церковь лукавнующих, и с законопреступными не войду; не сел я с сонмом суетным, и с нечестивыми не сяду»; и опять: «блажен муж, который не пошел в совет нечестивых, и не стал на пути грешных, и не сел на седалище заразителей, но воля которого в законе ЯХВЕ и который упражняется в законе Его день и ночь»?

А ты, оставив собрание верующих, Церковь Божию, и законы Его, устремляешь взоры на вертепы разбойников, почитая святым то, что Он назвал скверным, и обобщая то, что Он разделил, и не это только делаешь, но бегаешь уже и на церемонии еллинские и поспешаешь на зрелища, пожелав числиться одним из ходящих туда и участвовать в неприличных, чтобы не сказать — мерзких, представлениях, не слушая Иеремии, говорящего: «Адонаи! не сидел я в сонме их играющих, но я боялся от лица руки Твоей»; ни Иова, говорящего подобное: «если и с насмешниками я ходил когда–либо, то я стану на весах правды»! Зачем же ты хочешь участвовать в еллинских учениях, учениях людей мертвых, по внушению диавола преподающих смертоносное и превращающее веру, и внемлющих сему приводящее к многобожию?

Итак, вы, занимаясь законами Божиими, считайте их драгоценнейшими житейских нужд, и, отдавая им большую честь, стекайтесь в Церковь Господа, которую приобрел Он кровию возлюбленного Христа, рожденного прежде всякой твари. Ибо она есть дщерь Вышнего, родившая нас словом благодати и вообразившая в нас Христа, сделавшись причастниками Которого вы уже члены священные и избранные, не имеющие пятна, или порока, или чего–либо подобного, но, как святые и непорочные в вере, совершенны в Нем по образу создавшего вас Бога.

62. Остерегайтесь праздновать с погибшими, составляющими сонмище языческое на обольщение и погибель; ибо у Бога никакого нет общения с диаволом, а кто собирается с мыслящими диавольское, тот причтен будет к ним и наследует горе.

Бегайте также неприличных зрелищ, театров то есть и церемоний еллинских, нашептываний, чарований, волхвований, очищений, ворожбы, птицегаданий, вызывания мертвых, призываний, потому что написано: «ибо нет ворожбы в Иакове, ни волхвования в Израиле»; и опять: «чарование есть грех»; и в другом месте: «не ворожите»; и: «чарованиям и волхвованиям и чревовещаниям не последуйте, чародеев не заводите»; почему и Иеремия убеждает, говоря: «по путям народов не ходите, и знамений небесных не бойтесь».

Поэтому верующий должен бегать собраний нечестивых еллинов и жидов и прочих еретиков, чтобы празднованием с ними не запутать нам душ своих в сетях, чтобы отправлением с ними праздников их, совершаемых в честь бесов, не сделаться нам общниками и нечестия их.

Должно также бегать и их торжищ и совершаемых на них игрищ; ибо верующий должен ходить на торжище только для выкупа тел и приобретения души и для покупки другого чего–либо, нужного для жизни. Итак, удерживайтесь от всякой идольской церемонии, пышности, празднества, пиршеств, поединков и всякого бесовского зрелища.

63. А вы, юноши Церкви, старайтесь служить во всех нуждах не лениво, занимайтесь делами своими со всею честностью, чтобы во всю жизнь свою довольствовать и самих себя и бедствующих, дабы не обременять собою Церкви Божией. Так и мы, хотя занимаемся словом благовествования, однако не нерадим и о занятиях; ибо одни из нас рыболовы, другие скинотворцы, иные земледельцы, чтобы никогда не быть нам праздными. И Соломон говорит в одном месте: «иди к муравью, о ленивый, и подражай, видя пути его, и будь мудрее его; ибо он, не будучи земледельцем, не имея заставляющего, не находящийся под господином, готовит в жатву пищу, и большое за год творит приготовление; или иди к пчеле, и узнай, сколь она трудолюбива, работу же сколь почетную творит: от её трудов цари и простецы во здравие употребляют, любима же она всеми и славна; хотя силою и немощна, но премудростью почтенная производит». И еще: «доколе, о ленивый, лежишь? когда же от сна встанешь? Немного поспишь, немного же посидишь, немного же подремлешь, немного же обнимешь грудь руками; потом же придет к тебе как злой путник бедность, нужда же — как благой беглец. Если же не будешь ленив, придет как источник жатва твоя, нужда же как злой муж убежит». И опять: «возделывающий свою землю исполнится хлебов». И в другом месте говорит он: «праздный сложил руки свои, и поедает плоть свою». И еще: «ленивый, скрывший руку свою, не сможет поднести её к устам своим». И опять: «в праздности рук протечет дом».

Итак, трудитесь непрестанно; ибо порок праздного неизлечим. Если же кто не трудится, тот у вас да не ест; ибо праздных ненавидит и ЯХВЕ, Бог наш, а из почитающих Бога никто не должен быть праздным.

Книга третья

1. А вдовиц поставляйте не менее, как шестидесятилетних, чтобы, судя по возрасту, вы некоторым образом с основательностью не подозревали, что они вступят во второй брак. Если же поставите во вдовический сонм молодую, и она, не снесши вдовства по молодости, вступит в замужество, то причинит безславие славному сонму вдовическому и воздаст отчет Богу, не потому, что сочеталась вторым браком, но потому, что не сохранила обещания своего, впав в роскошь в противность Христу, потому что пришла сохранить обещание не с верою и страхом Божиим. Посему она должна давать обещание не опрометчиво, но с осторожностью; ибо лучше ей «не обещать, нежели обещать и не исполнить».