Апостольские постановления через Климента, епископа и гражданина Римского

Бегайте также неприличных зрелищ, театров то есть и церемоний еллинских, нашептываний, чарований, волхвований, очищений, ворожбы, птицегаданий, вызывания мертвых, призываний, потому что написано: «ибо нет ворожбы в Иакове, ни волхвования в Израиле»; и опять: «чарование есть грех»; и в другом месте: «не ворожите»; и: «чарованиям и волхвованиям и чревовещаниям не последуйте, чародеев не заводите»; почему и Иеремия убеждает, говоря: «по путям народов не ходите, и знамений небесных не бойтесь».

Поэтому верующий должен бегать собраний нечестивых еллинов и жидов и прочих еретиков, чтобы празднованием с ними не запутать нам душ своих в сетях, чтобы отправлением с ними праздников их, совершаемых в честь бесов, не сделаться нам общниками и нечестия их.

Должно также бегать и их торжищ и совершаемых на них игрищ; ибо верующий должен ходить на торжище только для выкупа тел и приобретения души и для покупки другого чего–либо, нужного для жизни. Итак, удерживайтесь от всякой идольской церемонии, пышности, празднества, пиршеств, поединков и всякого бесовского зрелища.

63. А вы, юноши Церкви, старайтесь служить во всех нуждах не лениво, занимайтесь делами своими со всею честностью, чтобы во всю жизнь свою довольствовать и самих себя и бедствующих, дабы не обременять собою Церкви Божией. Так и мы, хотя занимаемся словом благовествования, однако не нерадим и о занятиях; ибо одни из нас рыболовы, другие скинотворцы, иные земледельцы, чтобы никогда не быть нам праздными. И Соломон говорит в одном месте: «иди к муравью, о ленивый, и подражай, видя пути его, и будь мудрее его; ибо он, не будучи земледельцем, не имея заставляющего, не находящийся под господином, готовит в жатву пищу, и большое за год творит приготовление; или иди к пчеле, и узнай, сколь она трудолюбива, работу же сколь почетную творит: от её трудов цари и простецы во здравие употребляют, любима же она всеми и славна; хотя силою и немощна, но премудростью почтенная производит». И еще: «доколе, о ленивый, лежишь? когда же от сна встанешь? Немного поспишь, немного же посидишь, немного же подремлешь, немного же обнимешь грудь руками; потом же придет к тебе как злой путник бедность, нужда же — как благой беглец. Если же не будешь ленив, придет как источник жатва твоя, нужда же как злой муж убежит». И опять: «возделывающий свою землю исполнится хлебов». И в другом месте говорит он: «праздный сложил руки свои, и поедает плоть свою». И еще: «ленивый, скрывший руку свою, не сможет поднести её к устам своим». И опять: «в праздности рук протечет дом».

Итак, трудитесь непрестанно; ибо порок праздного неизлечим. Если же кто не трудится, тот у вас да не ест; ибо праздных ненавидит и ЯХВЕ, Бог наш, а из почитающих Бога никто не должен быть праздным.

Книга третья

1. А вдовиц поставляйте не менее, как шестидесятилетних, чтобы, судя по возрасту, вы некоторым образом с основательностью не подозревали, что они вступят во второй брак. Если же поставите во вдовический сонм молодую, и она, не снесши вдовства по молодости, вступит в замужество, то причинит безславие славному сонму вдовическому и воздаст отчет Богу, не потому, что сочеталась вторым браком, но потому, что не сохранила обещания своего, впав в роскошь в противность Христу, потому что пришла сохранить обещание не с верою и страхом Божиим. Посему она должна давать обещание не опрометчиво, но с осторожностью; ибо лучше ей «не обещать, нежели обещать и не исполнить».

Если же какая молодая, пожив малое время с мужем, после того как лишится его чрез смерть или по другому какому случаю, пребудет одинокою, имея дар вдовства, то окажется блаженною, подобною вдовице Сарепты сидонской, у которой пребывал пророк Божий Илия. Таковая уподобится Анне, дочери Фануиловой, от колена Асирова, которая не оставляла храма, ночь и день пребывая в молитвах и прошениях, будучи восьмидесяти четырех лет, которая с мужем прожила от девства своего только семь лет, и, славя пришествие Христово, восхваляла Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Израиле. Таковая, получив одобрение, будет почтена, и как на земле будет иметь славу от людей, так и на небесах — вечную хвалу от Бога.

2. А вдовицы молодые да не приобщаются к сонму вдовическому, чтобы, под предлогом невозможности преодолеть пылкость возраста, не вступили они во второй брак и не сделались виновными. Таковым пусть оказывают всевозможное вспомоществование и пособие, чтобы они, под предлогом, что их оставили, не сделали непристойного дела, вступив во второй брак.

Ибо и то обязаны вы знать, что однобрачие, бывающее по закону, праведно, как согласное с волею Божией, а второбрачие после обещания беззаконно, не по соединению, но по нарушению обещания, а троебрачие есть знак невоздержания; брак же, бывающий сверх третьего, есть открытый блуд и несомненное распутство; ибо при творении Бог дал одному мужу одну жену, ибо «будут оба одной плотью».

А женщинам молодым, по кончине первого их мужа, да будет позволен и второй, чтобы не впали они в нарекание диавольское и во многие сети и в безразсудные и вредные для душ похоти, привлекающие более наказание, нежели прощение.

3. Истинные же вдовицы суть одномужние, известные очень многим по добрым делам, истинно вдовицы, целомудренные, непорочные, верные, благочестивые, хорошо воспитавшие детей и безпорочно принимавшие странников. Об этих–то и должно иметь попечение, как о посвященных Богу.

Но и о бедных помни, епископ, простирая к ним руку помощи и заботясь о них, как домостроитель Божий, благовременно раздающий приношения каждому: вдовицам, сиротам, безпомощным и находящимся в бедствии.

4. А если иные — не вдовицы или не вдовцы, между тем нуждаются в помощи по бедности, или по болезни, или для пропитания детей, — ты должен всех призирать и обо всех пещись. Ибо те, которые дают подаяния, не без разбору дают вдовицам, но вносят их в общую кружку, именуя их добровольными, чтобы ты, знающий бедствующих, уделял им от подаяния со тщанием, как добрый домостроитель; ибо Бог знает, кто дал, хотя бы ты уделял нуждающимся и в отсутствии давшего, и сей имеет награду за благотворение, а ты за добросовестное домостроительство–ублажение. Говори же им и о том, кто дал, чтобы молились за него и по имени.