Апостольские постановления через Климента, епископа и гражданина Римского

12. А о слугах что скажем мы более, кроме того, что раб должен оказывать благорасположение господину со страхом Божиим, хотя бы он был нечестивый или злой, — но отнюдь не согласие в служении? И Господин пусть любит слугу, и, хотя он отличен от него, пусть считает его равным себе, поскольку он — человек. А кто имеет господина верующего, тот, сохраняя ему господство, пусть любит его и как господина, и как отца, не как служащий только в глазах, но как любящий господина, зная, что за служение Бог даст ему вознаграждение. Точно также и господин, имеющий слугою верующего, сохраняя ему служение, пусть любит его, как сына или как брата, по общению в вере.

13. Всякому царству и начальству повинуйтесь в том, что угодно Богу, как служителям Божиим и наказателям нечестивых. Воздавайте им всякий должный страх, всякий взнос, всякий оброк, всякую честь, сбор, подать. Таково именно постановление Божие: никому не оставаться должным ничем, кроме изъявления дружбы, которое постановил Бог чрез Христа.

14. Что же касается девства, то о нем мы не получили заповеди, но предоставляем его на волю желающих, как обет. Только убеждаем их, чтобы ничего не обещали опрометчиво, поскольку Соломон говорит: «хорошо не обещать, нежели обещать и не отдать». А девственница да будет свята телом и душею, как храм Божий, как дом Христов, как обитель Святого Духа. Ибо нужно, чтобы давшая обет совершением дел, достойных обета, показала, что обещание ее истинно и сделано из ревности к благочестию, а не в поношение брака. Да будет же она непотаскушка, ни побродяга, ни двойственна в мысли, но честна, воздержна, целомудренна, непорочна, бегающая встреч со многими, а наиболее с безчестными.

Книга пятая

1. Если какой христианин за имя Христово и за любовь к Богу и веру в Него осужден будет нечестивыми на зрелище, или на съедение зверям, или на рудокопни, то не призирайте его, но от труда и от пота вашего пошлите ему, чем питаться ему, и что дать воинам в награду, чтобы дали ему облегчение и попеклись о нем, дабы, сколько зависит от вас, не бедствовал блаженный брат ваш. Ибо кто осуждается за имя Господа Бога, тот — святой мученик, брат Господа, сын Вышнего, приятелище Духа Святого, чрез Которого и каждый из верующих получил свет славного святого благовествования, — потому что сподобился нетленного венца и свидетельства страданий Его и общения в крови Его, чтобы быть сообразным смерти Христовой в усыновление.

Поэтому все верующие служите святым чрез епископа своего от имений ваших и от труда вашего; а кто не имеет чем послужить, тот пусть попостится, и что останется от того дня, то пусть назначит святым. Кто же живет в изобилии, тот еще более пусть служит им соразмерно с силою своею. А если он таков, что, отдав все достояние свое, освободит их из темницы; то будет блаженным и другом Христовым. Ибо если совершен тот, кто, узнав божественное, раздает имение бедным, то гораздо совершеннее тот, кто раздает его за мучеников. Таковой, будучи достоин Бога, исполнит волю Его, снабжая нужным тех, которые исповедали Его пред народами и царями и сынами Израилевыми, и о которых объявил Господь, говоря: «кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим». И если они таковы, что и Христос свидетельствует о них пред Отцом, то вы не должны стыдиться приходить к ним в темницы. Если вы поступите так, то это вменится вам в мученичество, потому что те стали мучениками на деле, а вы иначе, — по готовности к мученичеству, как общники подвига их. Ибо в одном месте Господь говорит таковым вот что: «придите благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал Я, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили, или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя нагим, и одели? или больным, и послужили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или в темнице, и пришли к Тебе? И скажет Он им в ответ: поскольку вы сделали сие одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. И пойдут сии в жизнь вечную. Тогда скажет и тем, которые по левую руку: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; был болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: поскольку вы не сделали сего одному из сих меньших, то не сделали и Мне. И пойдут сии в муку вечную».

2. Если же кто, называя себя братом, обольщен быв лукавым, сделает зло, и, по уличении, осудится на смерть, как прелюбодей или человекоубийца, то удаляйтесь от него, чтобы быть безопасными, и чтобы кто из вас не был заподозрен, как общник злодеяния, и не породил хулы, будто все христиане увеселяются беззаконными делами. Посему далеко удаляйтесь от них. А тем, кои, за Христа потерпев поругание, заключаются в темницу, или предаются смерти, или узам, или изгнанию, помогайте со всяким старанием, освобождая члены свои из рук нечестивых. Если же кто, вступаясь за них, схвачен будет с ними и подвергнут обезчещению, тот блажен, потому что сделался общником мученика и подражателем страданий Христовых. Мы, неоднократно приняв биения от Каиафы и Александра и Анны, ушли, радуясь, что удостоились потерпеть это за Спасителя нашего. И вы, претерпевая это, радуйтесь; потому что блаженны будете в оный день.

3. И гонимых за веру и, по заповеди Господней, бегающих из города в город, принимайте, покровительствуйте им и всячески услуживайте им, как мученикам, радуясь, что сделались общниками их гонения, и зная, что они ублажены Господом. Ибо Он говорит: «блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня.

Ибо гонимый за веру и засвидетельствовавший о Нем и претерпевший — воистину есть человек Божий.

Об этом изрек Господь, говоря: «кто отречется от Меня пред людьми и постыдится имени Моего, того отрекусь и Я и постыжусь пред Отцом Моим небесным». И опять говорит Он ученикам своим, именно нам, так: «кто любит отца или мать более, нежели Меня, тот недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, тот недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, тот недостоин Меня. И кто не берет креста своего, и следует за Мною, тот недостоин Меня. Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережет её»; «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» И еще: «не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне».

5. Всякий, изучающий какое–нибудь мастерство, видя, что учитель его усовершается в мастерстве своем чрез деятельность и опытность, и сам ревнует сделать имеющееся у него под руками подобно; а если не в состоянии сделать этого, то не совершен еще в занятии своем. Почему же мы, имеющие учителем Господа нашего Исуса Христа, не подражаем учению Его? Он, из послушания Отцу и по любви к нам, людям, отказался от неги, роскоши, славы, богатства, надмения, мстительности, от матери и братьев, даже от собственной жизни, и потерпел не только гонение и бичевания, поношение и осмеяние, но и пригвождение к древу, чтобы спасти покаявшихся иудеев и еллинов. Если же Он для нас отказался от покоя, не постыдился креста, не почел смерти безславною, то почему мы не подражаем страданиям Его и не отказываемся от собственной жизни своей за Него, когда Он дает нам терпение? Он сделал все то ради нас, а мы делаем оное для самих себя; ибо не Он имеет в нас нужду, но мы нуждаемся в Его милости. Он требует от нас только искренней и добровольной веры, как говорит Писание: «если ты праведен, что дашь Ему, или что из руки твоей возьмет? Мужу, подобному тебе, благочестие твоё, и сыну человеческому — правда твоя».

6. Откажемся же и от родителей, и от сродников, и от друзей, и от жены, и от детей, и от стяжаний, и от всех вообще благ жизни, когда какое из них будет препятствием к благочестию. Подлинно, мы должны молиться, чтобы не подвергнуться нам искушению. Но если позовут нас к мученичеству, то мы должны исповедывать драгоценное Имя с твердостью; и если за Него отошлют нас на казнь, будем радоваться, как поспешающие к безсмертию. Когда нас гонят, не будем изумляться. Не будем любить нынешнего века, ни похвал от людей, ни славы и чести начальников, как некоторые из иудеев, изумляясь делам Господа, не уверовали в Него, боясь первосвященников и прочих начальников, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.

А когда исповедуем мы доброе исповедание, то не только самих себя спасаем, но и новопросвещенных укрепляем и оглашенных утверждаем. А если оставим что из исповедания, отрекшись от благочестия по слабости воли и из страха временного наказания, то не только самих себя лишим вечной славы, но и для других сделаемся виновниками погибели, и понесем двойное наказание, как подавшие отречением своим повод думать, что истина, которую мы славили некогда, есть заблуждение.