Апостольские постановления через Климента, епископа и гражданина Римского

Во всякую же субботу, исключая одной, и во всякий день ЯХВЕ, составляя собрания, радуйтесь; ибо постящийся в день ЯХВЕ, как день воскресения, или печалящийся в пятидесятницу или вообще в день праздника Господня, повинен будет греху, потому что в эти дни должно веселиться, а не сетовать.

Книга шестая

1. Больше всего берегитесь, епископы, страшных, опасных и беззаконных ересей. Бегайте их, как огня, жгущего приближающихся к нему. Бегайте также и расколов. Ибо беззаконно склонять ум к нечестивым ересям; беззаконно и отделяться от единомысленных по любоначалию.

Еще в древности некоторые, дерзнувшие покуситься на это, не избежали наказания. Так, Дафан и Авирон, возставшие против Моисея, поглощены землею. Так и Корей и двести пятьдесят сообщников его, возмутившиеся против Аарона, сделались пищею огня. Так и Мариамь, укорявшая Моисея, говоря: «Моисей взял себе в жену хушитянку», выгнана из стана на семь дней. Кроме того, и Азария или Озия, царь Иудейский, посягнувший на священство и захотевший воскурить фимиам, чего не следовало ему делать, когда первосвященник Азария и восемьдесят священников возбранили ему это, а он не послушался, — поражен проказою на челе и поспешил выйти, потому что обличил его ЯХВЕ.

2. Итак, заметим, возлюбленные, какова слава мятежникам и какой приговор о них. Если возстающий против царей достоин наказания, хотя бы он был сын, хотя бы друг; то во сколько более достоин наказания тот, кто возстает против священников? Ибо во сколько выше священство царства, как подвизающееся о душе, востолько тягостнее накажется тот, кто ему дерзнет сопротивляться, нежели царству. И ни тот, ни другой не останутся ненаказанными.

Так, не остались ненаказанными ни Авессалом и Авед–Адан, ни Корей и Дафан, когда вступили в соперничество, первые с Давыдом о царстве, а последние с Моисеем о первенстве, и поносили — Авессалом Давыда, отца своего, как неправедного судию, говоря каждому: «слова твои хороши, но выслушать тебя и оправдать тебя некому; если бы меня сделали начальником», а Авед–Адан: «нет мне части в Давыде, ни участка в сыне Иессеевом»: явно, что они не терпели состоять под начальством Давыда, о котором сказал Бог: «нашел Я мужа по сердцу Своему, Давыда, сына Иессеева, который исполнит все желания Мои», а Дафан и Авирон и кореяне говорили Моисею: «разве мало того, что ты вывел нас из земли Египетской, из земли, текущей молоком и медом? зачем еще ослепил ты глаза наши? и ты еще начальствуешь над нами?» — И собрали против него большое собрание, а кореяне говорили: «неужели только с Моисеем говорил Бог?», зачем он одному Аарону дал первосвященство? «Не всё ли общество ЯХВЕ свято? почему же один Аарон священствует?» А прежде них некто другой говорил: «кто поставил тебя начальником и судьею над нами?»

Вот против кого возстали кореяне и рувинцы и бросали камни в Моисея, когда он молился и говорил: «не внимай на жертву их»! Но явившаяся слава Божия одних низвергла в землю, а других сожгла огнем, и таким образом земля, разверзши уста свои, поглотила предводителей заблуждения раскольнического, говоривших: «поставим себе начальника», и шатры их и имущество их, и сошли они в преисподнюю живые, а кореян погубил Бог огнем.

4. Если Бог немедленно навел наказание на произведших раскол по любоначалию, то во сколько более накажет Он предводительствующих нечестивыми ересями? Не жесточайшее ли наведет Он наказание на тех, которые хулят Его промысл или творчество?

Но вы, братья, наученные из Писания, берегитесь производить разделения как относительно мысли, так и относительно единства вашего; ибо зачинщики беззаконного мудрования становятся стражами погибели для народов. Подобным образом и вы, народ, не приближайтесь к тем, которые преподают учения, противные воле Божией, и не будьте общниками нечестия их; ибо Бог говорит: «отделитесь от общества мужей этих, чтобы не погибнуть с ними», и опять: «выйдете из среды их, и отделитесь, говорит ЯХВЕ, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас».

5. Воистину должно бегать тех, кто хулит Бога. Ибо, тогда как большинство нечестивых страждет неведением Бога, эти недугуют зломыслием, как богоборцы; ибо от злобы еретиков, как говорит пророк Иеремия, «вышел разврат на всю землю».

Господь Бог отверг уже лукавую синагогу и отринул дом, как говорит в одном месте Иеремия: «Я оставил дом Мой, оставил достояние Моё»; и опять Исайя: «оставлю виноградник Мой, и более не обрежется, ни окопается, и взойдет на нём, как на прогалине, терние, и облакам заповедаю, чтобы не изливали на него дождя». Он оставил народ Свой, «как хижину в винограднике и как шалаш в огороде, и как город сохраненный», и, отняв от него Духа Святого и дождь пророческий, исполнил благодати духовной Церковь Свою, как реку египетскую во дни новые, и превознес её, как дом на горе или как гору превысокую, как гору холмистую и гору плодоносную, «на которой благоволил Бог обитать и на которой ЯХВЕ будет жить во век», как у Иеремии говорит: «престол славы возвышенный — место освящения нашего»; и у Исайи говорит: «и будет в последние дни явлена гора ЯХВЕ и дом Божий наверху гор, и возвысится превыше холмов».

Поэтому диавол, завидуя святой Церкви Божией, устремился на вас и между вами произвел бедствия, гонения, нестроения, хуления, расколы, ереси. Тот народ он покорил себе чрез христоубийство, а вас, оставивших суету его, различно искушает иначе, как и блаженного Иова. Он немного противился и великому первосвященнику Исусу, сыну Иоседека, и нас часто просил разводянить, чтобы оскудела вера наша; но Господь и Учитель наш, подвергши его суду, сказал ему: «да запретит тебе, диавол, ЯХВЕ, и да запретит тебе ЯХВЕ, избравший Иеросалим; не головня ли он, выхваченная из огня?» Кто тогда сказал стоявшим пред первосвященником: «снимите с него измаранные одежды» и присовокупил: «вот Я снял с тебя беззакония твои», Тот и ныне скажет, как сказал некогда в собрании нашем: «Я молился, чтобы не оскудела вера ваша».

6. Итак, и иудейский народ имел злые ереси.