Творения

Если хочешь, и ты тщательно читай пророческие писания, и они самым верным путем приведут тебя к тому, чтоб избегнуть вечных мучений и получим вечные блага Божия.

Ибо «Тот, кто дал уста, чтобы говорить, образовал уши, чтобы слышать и сотворил глаза, чтобы видеть» (Исх. 4,11; Пс. 93,3), исследует все и совершит суд праведный, воздавая каждому сообразно с его делами.

Тем, которые постоянно посредством добрых дел ищут нетления, Он дарует вечную жизнь, радость, мир, покой и множество благ, «которых ни глаз не видел, ни ухо не слыхало и которые не всходили на сердце человека» (1 Кор. 2,9), а тех, которые не веруют, презирают и не покоряются истине, но повинуются неправде, так как они исполнены блуда, прелюбодейства, срамных дел, любостяжания и нечестивого идолослужения, постигнет гнев и негодование, скорбь и теснота, и наконец, возьмет их огонь вечный.

Так как ты мой друг, сказал: покажи мне твоего Бога, то вот какой Бог мой, и я советую тебе бояться Его и веровать в Него.

КНИГА ВТОРАЯ

1. В беседе, которую мы несколько дней назад имели с тобою, любезнейший Автолик, когда ты спрашивал меня, кто мой Бог, и уделил несколько времени выслушать мои слова, — я высказался тебе относительно моей религии; потом мы очень дружелюбно расстались друг с другом и пошли каждый в свой дом, хотя сначала ты принял меня сурово: ты знаешь и помнишь, что учение наше тебе казалось глупостью.

Так как после того сам ты просил меня, то хотя я невежда в слове (2 Кор. 11,6), однако, хочу теперь в настоящей книге, обстоятельнее доказать тебе безполезность труда твоего и тщету служения, в котором находишься, и вместе представить истину очевидною для тебя посредством некоторых ваших исторических сказаний, которые ты читаешь, но может быть не вполне понимаешь.

2. Смешным кажется мне то, что каменосечцы, ваятели, живописцы или плавильщики делают, пишут, вытесывают, отливают и изготовляют богов, которые после того, как будут отделаны художниками, ни во что ставятся ими; когда же их купят и поставят в так называемый храм или какой дом, то не только купившие приносят им жертвы, но и те, которые их сделали и продали, приходят с усердием и с запасом жертв и возлияний поклониться им и почитают их за богов, забывая, что эти боги таковы же, какими они были в их руках, — камень, медь, дерево, краска или другое какое вещество. Это конечно случалось и с вами, которые читаете истории и родословия мнимых богов. Ибо когда вы читаете об их происхождении, то почитаете их за людей; а после называете их богами и поклоняетесь им, не соображая и не понимая того, что они и родились такими, каковы они по своему происхождению в читаемых вами сказаниях.

3. Так как боги ваши рождались, — их род тогда был очень плодовит. Но где же ныне видно, чтобы рождались боги? Ибо если они тогда рождали и рождались, — очевидно, что и до ныне должны бы рождаться боги; в противном случае это должно быть признано слабостью; они или состарились, почему уже и не рождают, или умерли и более не существуют. Если боги рождались, то надлежало бы им и доныне рождаться, как и люди еще рождаются; даже богов должно бы быть более чем людей, как говорит Сивилла: «Если боги рождают и пребывают безсмертны, то богов родившихся было бы более чем людей, и не осталось бы места, где бы стать смертным». Ибо, если у людей, которые смертны и маловременны, доныне еще являются дети и не престали рождаться люди, так что города и села наполнены ими и даже поля населяются: тем более боги, которые по представлению поэтов не умирают, не должны ли рождать и рождаться, когда вы говорите, что боги родились?

Почему гора, называемая Олимп некогда была населена богами, а ныне она пуста? Или почему прежде Зевс обитал на горе Иде и было известно, что он там живет, согласно с Гомером и прочими поэтами, а ныне неизвестно его местопребывание?

И почему не везде он был, а находился в одной части земли? или он о прочих не заботился, или не мог быть везде и о всем промышлять. Ибо, если он, например, был в восточной части, то не был в западной; если же опять был на западе, то не был на востоке. Богу же Вышнему, всемогущему и истинному Богу, свойственно не только быть вездесущим, но и все видеть и все слышать и не ограничиваться каким–либо местом; в противном случае место, содержащее Его, было бы больше Его, ибо содержащее больше содержимого, а Бог не ограничивается местом, но Сам есть вместилище всего.

Далее, почему Зевс оставил Иду — потому ли, что он умер, или та гора ему не нравилась более? Куда же он отправился? На небеса? нет. Скажешь, может быть — в Крит? Подлинно так: его гробница там показывается до сего дня. Или ты скажешь — он ушел в Пизу, где и доныне прославляет искусство рук Фидия? Перейдем теперь к сочинениям ваших философов и поэтов.

4. Некоторые из стоиков говорят, что вовсе нет Бога, или если есть, утверждают, что Он ни о чем не печется, кроме Себя Самого. И эту мысль вполне проявило безумие Эпикура и Хризиппа. Другие говорят, что все происходит случайно, что мир не сотворен и природа вечна, и не осмелились утверждать, что вовсе нет никакого Промысла Божия, но говорят, что совесть каждого есть Бог. Иные утверждают, что Бог есть дух, все проходящий. Платон же и его последователи признают Бога безначальным, отцом и творцом всего, но затем полагают, что Бог и материя безначальны, и что последняя совечна Богу. Если Бог безначален и материя безначальна, то Бог не есть уже творец всего, как думают платоники, и не остается единовластительство Божие, как они допускают. Кроме того, как Бог, будучи безначален, есть также неизменяем, так и материя, если безначальна, должна быть вместе и неизменяема и равна Богу; ибо получившее начало во времени — превращаемо и изменяемо, безначальное же непревращаемо и неизменяемо.

Что великого, если Бог создал мир из подлежащей материи? И человек–художник, если получит от кого вещество, делает из него, что захочет. Могущество же Бога обнаруживается в том, что Он из ничего творит что хочет, равно — как дать душу и движение не свойственно никому другому, кроме Бога.