Творения

Из хаоса произошли Эрев и черная ночь, Земля же сперва произвела равное себе звездное небо, чтоб оно отовсюду ее покрывало и служило безопасным жилищем для блаженных богов; она родила еще высокие горы, приятные обители для божественных нимф, обитающих на лесистых высотах. И безплодная вода с своими пенящимися волнами родила без объятия любви Понт, а после соединившись с небом родила океан с глубокими водоворотами».

Изложив это, он еще не показал, кем же все создано. Ибо если вначале был хаос и предсуществовала некая материя несозданная, кто же, наконец, ее устроил и дал ей порядок и вид? Сама ли материя придала себе вид и красоту? Зевс гораздо позднее не только материи, но и мира и многих людей, равно как и самый отец Кронос. Или скорее — была могущественная сила, создавшая ее, то есть — Бог, Который и украсил ее?

К тому же, Гезиод оказывается во всех отношениях болтуном, который и сам себе противоречит. Ибо упомянув о земле, небе и море, он говорит, что от них произошли боги, а от богов — какие–то страшные люди, сродные богам, поколение титанов, циклопов и гигантов, также богов египетских или лучше — пустых людей, как говорит Аполлонид, по прозванию Горапий, в книге под заглавием «Семенути»' и в других своих исторических сочинениях о религии и царях египетских.

7. К чему излагать мне вздорные басни эллинов — о Плутоне, царе мрака, о Посидоне, скрывающемся под морем, влюбившемся в Меланиту и родившем сына — пожирателя людей или трагические сказания, которые составили ваши писатели о сыновьях Зевса? Сами они передают их генеалогию, показывая, что они родились людьми, а не богами. Комик Аристофан в комедии «Птицы», касаясь сотворения мира, говорит, что мир получил первоначальное происхождение из яйца: Чернокрылая ночь прежде всего родила яйцо.

Кроме того. Сатир повествуя о родах александрийцев, начав с Филопатора, по прозванию Птоломея, говорит, что Дионис был его родоначальником; почему Птоломей составил первое поколение. Вот что говорит Сатир: «От Диониса и Алтеи фестийской родилась Деианира, от нее и Геракла, сына Зевсова, — Гилл, от него — Клеодем, от него — Аристомах, от него — Темен, от него — Кис, от него — Марон, от него Фестия, от нее Акой, от него Аристомид, от него Каран, от него — Кин, от него Тиримм, от него Пердикк, от него Филипп, от него Аерон, от него — Алект, от него — Аминт, от него Вокр, от него Менагр, от него Арсиноя, от нее же и от Лага Птолемей Сотир, от него и Вероники — Птолемей Филадельф, от него и от Арсинои Птолемей Эвергет, от него и от Вереники, дочери Мага, царя киренского, — Птоломей Филопатор. Таково родство между Дионисом и царями александрийскими. Поэтому в Дионисовом колене различаются роды: алтейский от бывшей жены Диониса, дочери Фестия, Алтеи; деианирский — от дочери Диониса и Алтеи, жены Геракловой. Затем роды их имеют еще наименования: род Ариадны от дочери Миноса, жены Диониса, дочери отцелюбивой, которая совокупилась с Дионисом в виде корабельного кормчего, — Фестиев — от Фестия, отца Алтеи, Фоантов — от Фоанта, сын Диониса, Стафильский — от Стафила, сына Диониса, Эвенский — от Эвноя, сына Диониса, мароский — от Марона, сына Ариадны и Диониса. Все это сыновья Диониса». Впрочем, были и доныне есть многие другие названия: гераклиды — от Геракла, аполлониды и аполлонцы от Аполлона, посидонцы — от Посидона, и диевы и диогены — от Зевса.

8. Нужно ли мне перечислять еще множество таковых названий и родословий? Так–то заблуждаются все ваши писатели, поэты и философы, и еще более те которые полагаются на них. Они сложили басни и глупые сказания о своих богах, ибо представили их не богами, но людьми, иных–пьянствующими, иных — прелюбодеями и убийцами.

И о происхождении мира они предали нелепые и противоречивые сказания. Во–первых, некоторые, как я выше показал, объявили, что мир не сотворен; и они, утверждая безначальность мира и вечность природы, говорят несогласно с теми, которые почитают мир сотворенным. Ибо их Мнение основано на догадке и человеческом соображении, а не на истине. Одни говорили, что есть Промысл, а другие отвергали их учение. Арат говорит: «Начнем с Зевса, которого мы люди никогда не преминем называть: полны Зевсом все улицы и площади людские, полны им море и пристани; повсюду мы пользуемся Зевсом. Мы его порождение: он по своей милости дарует благополучие людям и побуждает их к труду, внушая попечение о жизни; он говорит, когда земля наиболее удобна для волов и для заступа, когда благоприятное время пахать землю и бросать в нее семена».

Кому же верить Арату или Софоклу, который говорит: «Нет Провидения; всего лучше жить на удачу, как кто может»?

Но Гомер опять не согласуется с ним, ибо он говорит: «Доблесть смертным властительный Зевс и величит и молит.

И Симонид: «Никто, ни город, ни человек не получал доблести без богов; Бог премудр, но между людьми ничего нет без неправды».

Подобное говорит Эврипид: «Ничего с людьми не бывает без Бога».

И Менандр: «Никто о нас не печется кроме Бога».

И еще Эврипид: «Когда Богу угодно спасти, Он даст много средств ко спасению». И в другом месте: «Если захочет Бог, спасешься, хотя поплывешь на соломинке».

И множество таких мнений они высказали и даже противоречили самим себе. Софокл, отрицавший Промысл Божий, в другом месте говорит: «Смертный, не избежит удара Божия».