Творения

Кому же верить Арату или Софоклу, который говорит: «Нет Провидения; всего лучше жить на удачу, как кто может»?

Но Гомер опять не согласуется с ним, ибо он говорит: «Доблесть смертным властительный Зевс и величит и молит.

И Симонид: «Никто, ни город, ни человек не получал доблести без богов; Бог премудр, но между людьми ничего нет без неправды».

Подобное говорит Эврипид: «Ничего с людьми не бывает без Бога».

И Менандр: «Никто о нас не печется кроме Бога».

И еще Эврипид: «Когда Богу угодно спасти, Он даст много средств ко спасению». И в другом месте: «Если захочет Бог, спасешься, хотя поплывешь на соломинке».

И множество таких мнений они высказали и даже противоречили самим себе. Софокл, отрицавший Промысл Божий, в другом месте говорит: «Смертный, не избежит удара Божия».

Кроме того, они то вводили множество богов, то говорили о единовластительстве Божием, и тогда, как одни признавали Промысл, другие отвергали его бытие.

Поэтому Эврипид делает следующее признание: «С полною надеждою изучаем мы многое, но напрасно трудимся и ничего–то мы не знаем».

Таким образом, они невольно признаются, что не знают истины; и что говорили они, то говорили по внушению демонов. И действительно, поэты Гомер и Гезиод, вдохновенные, как говорится, музами, говорили под влиянием фантазии и обольщения, от духа не чистого, но обманчивого. Это ясно доказывается тем, что одержимые демонами даже в настоящее время заклинаются именем истинного Бога, и эти ложные духи сами признаются, что они демоны, которые некогда действовали и в тех поэтах. Впрочем, некоторые из них, пришедши в здравое состояние души, говорили нечто согласное с пророками, так что это служит свидетельством против них самих и против всех людей, например, о единовластительстве Божием, о будущем суде и о других истинах.

9. Но были люди Божий, исполненные Святого Духа и истинные пророки. Самим Богом вдохновенные и умудренные, — которые получили свыше ведение, святость, и праведность. Они–то удостоились чести быть органами Божиими и сосудами премудрости от Бога, по которой они и говорили о сотворении мира и о всем прочем. Они предсказывали моровые язвы, голод, войны. И не один или два, но многие являлись в различные времена у евреев так же как и Сивилла у эллинов: и все они говорили согласно друг с другом и о том, что было прежде них, и о том, что совершалось при них, и о том, что ныне исполняется пред нашими глазами; поэтому–то мы уверены и касательно будущего, что оно также исполнится как совершилось первое.

10. И прежде всего пророки согласно научили нас, что Бог все сотворил из ничего. Ибо ничто не совечно Богу, но будучи Сам Себе местом (Потому что нет никакого пространства, которое было бы больше Его и вмещало бы в себе Его), ни в чем не нуждаясь и существуя прежде веков. Он восхотел создать человека, дабы им познаваем был, и для него–то предуготовил мир. Тот, кто сотворен, имеет нужду в том или другом, а Безначальный ни в чем не нуждается. Итак, Бог, имея Свое Слово в собственных недрах [23] родил Его, проявив Его вместе с Своею Премудростью прежде всего. Слово сие Он имел исполнителем Своих творений и чрез Него все сотворил. Оно называется началом, потому что начальствует и владычествует над всем, что чрез Него создано. Оно будучи духом Божиим [24], началом, премудростью и силою Вышнего, сходило на пророков и чрез них глаголало о творении мира и о всем прочем. Ибо не было пророков при создании мира, но Премудрость Бога, сущая в Нем, и святое Слово Его, всегда соприсущее Ему. Посему Оно чрез пророка Соломона так говорит: «когда готовил Он небо, была Я с Ним, и когда творил крепкие основания земли, была при Нем устрояя» (Притч. 8,27–29). Моисей, живший за много лет до Соломона, или лучше — Слово Божие чрез него, как чрез орудие, говорит: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1,1). Сперва он упомянул о начале и сотворении, а потом наименовал Бога; ибо не следует напрасно и попусту употреблять имя Божие. Ибо Премудрость Божия предвидела, что некоторые будут пустословить и введут множество богов несуществующих. Посему, чтоб истинный Бог был разумеем из дел Его, и видно было, что Бог Словом Своим сотворил небо и землю и то, что в них, сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю».

Потом сказав о сотворении их, он показывает нам: «земля же была невидима и неустроена и тьма (была) над бездною и дух Божий носился над водою» (Быт. 1,2). Этому прежде всего научает нас божественное Писание; некоторым образом показывая, что материя, из которой Бог сотворил и устроил мир, получила начало и создана от Бога.

11. Начало творения есть свет, потому что свет делает видимым то, что созидается. Поэтому говорится: «И сказал Бог: да будет свет, и стал свет; и видел Бог свет, что он хорош», — разумеется для человека.