Творения

18. Что касается сотворения человека, то изобразить его — выше способности человека, хотя и кратко сказание о нем Священного Писания. Словами: «сотворим человека по образу и подобно Нашему» Бог во–первых, показывает достоинство человека. Сотворив все словом. Он как бы почитал это маловажным, и только создание человека безсмертного почитает делом достойным Своих рук. Далее как бы нуждаясь в помощи. Бог говорит: «сотворим человека по образу и подобию». Ни кому другому сказал Он: «сотворим», как Своему Слову и Своей Премудрости. Сотворив человека и дав благословение на то, чтобы он размножался и наполнял землю, Бог все покорил его власти и господству и определил ему первоначально иметь пищу отплодов земных, семян, трав и овощей, предписывая в то же время и животным иметь одну пищу с человеком, и питаться им от всех произрастений земных.

19. Совершив таким образом небо и землю, и море и все, что в них, в шестой день, Бог «почил в седьмой день от всех дел, которые сотворил». Затем Священное Писание все прежде сказанное заключает так: «Это — книга превосхождения неба и земли, когда они произошли в день, в который Бог сотворил небо и землю и всякий злак полевой, прежде нежели он вырос, и всякую траву полевую, прежде нежели она прозябла, ибо Бог не посылал еще дождя на землю и человека еще не было чтобы возделывать землю» (Быт. 2,4–5). Этими словами оно показывает нам, что вся земля в то время была орошаема от божественного источника и не было нужды, чтобы возделывалась человеком, но земля все производила сама собою по повелению Божию, чтобы человек не был обременен тяжелым трудом. Но дабы видно было сотворение человека, в предупреждение возможных между людьми нескончаемых споров на том основании, что было сказано Богом: «сотворим человека», а не показано Его сотворение, — Писание научает нас в следующих словах: «источник же исходит из земли и напоял все лицо земли, и создал Бог человека из персти от земли и вдунул в лицо его дыхание жизни и человек стал живою душой» (Быт. 2,6–7). Поэтому весьма многими душа названа безсмертной. По создании человека, Бог избрал ему в восточных странах местопребывание, прекрасно светом, сияющее чистейшим воздухом, богатое разнообразными растениями, и в нем поставил человека.

20. Эту священную историю Писание передает в следующих словах: «И насадил Бог сад в Эдеме на востоке и там поставил человека, которого создал. И произвел Бог из земли всякое дерево, красивое видом и хорошее для пищи, а также дерево жизни посреди сада и дерево познания добра и зла. И река выходила из Эдема для орошения сада, оттуда она разделяется на четыре источника. Имя одному Фисон: он обтекает всю землю Евилатскую; там есть золото, и золото этой земли прекрасно; там же есть анфракс и камень зеленый. Имя другой реке Геон: она обтекает всю землю Эфиопскую. Третья река Тигр; она идет с восточной стороны Ассирии. Четвертая река Евфрат. И взял Господь Бог человека, которого создал и поставил его в том саду возделывать его и соблюдать. И дал Бог Адаму такую заповедь: от всякого дерева в саду будешь есть, от дерева же познания добра и зла не вкушайте, и в который день вкусите от него, — умрете. И сказал Господь Бог: не добро быть человеку одному; сотворим ему помощника, подобного ему. И создал Бог также из земли всех зверей полевых и всех птиц небесных и привел их к Адаму. И как назвал Адам (всякую) живую тварь, так и было имя их. И дал Адам имена всем скотам и всем птицам небесным и всем зверям полевым; Адаму же не находилось помощника подобного ему. И навел Бог сон на Адама, и он уснул; и взял одно из ребер его и наполнил плотью вместо его. И устроил Господь Бог ребро, которое взял от Адама, в жену, и привел ее к Адаму. И Адам сказал: это ныне кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, потому что взята от мужа своего. Посему человек оставит отца и мать свою и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. И они оба были наги, и им не было стыдно».

21. «Был же змей хитрейший из всех зверей на земле, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: почему это Бог сказал: не вкушайте ни от какого дерева райского? И сказала жена змею: от всякого дерева райского мы едим, от плода же дерева, которое посреди рая, сказал Бог — не вкушайте от него и не касайтесь его, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: не умрете вы; ибо Бог знал, что в который день вкусите от него, очи ваши откроются и будете как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и глазам приятно видеть его и оно вожделенно ради разумения; и взявши плод его ела и дала также мужу своему с собою, и они ели. И открылись очи у них обоих и узнали, что они наги, и сшили смоковные .листья и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в саду по полудни, и скрылся Адам и жена его от лица Божия между деревьями сада. И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты? И (Адам) сказал Ему: голос Твой я услышал в саду, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал ему (Бог): кто возвестил тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого одного я заповедал тебе не есть? И сказал Адам: жена, которую Ты дал мне, она мне дала от дерева, и я ел. И сказал Бог жене, что это сделала ты? И сказала жена: змей обольстил меня, и я ела. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты из всех зверей земных, ты будешь ходить на персях и чреве твоем и будешь есть прах во все дни жизни твоей. И вражду положу, между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; он будет блюсти твою голову, а ты будешь блюсти его пяту. И жене сказал: много умножу скорби твои и стенание твое; в болезни будешь рождать детей, и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, с которого одного я заповедал тебе не есть, проклята земля в делах твоих; в скорби будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе, и будешь питаться травою поля твоего. В поте лица твоего будешь есть хлеб твой, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо земля ты и в землю отойдешь» (Быт. 2,8–25).

Таковы слова Священного Писания, относящиеся к истории человека и рая.

22. Ты скажешь мне: Бог, по твоим словам, не должен ограничиваться местом, как же ты теперь говоришь, что Он ходил в раю? — Послушай, что скажу тебе. Бог и Отец всего необъятен и не находится в каком–либо месте, ибо нет места успокоения Его. Слово же Его, чрез которое Он все сотворил, будучи Его силою и премудростью, приняв вид Отца и Господа всего, — Оно ходило в раю под видом Бога и беседовало с Адамом. И само Священное Писание научает нас, что Адам говорил, что «он услышал голос». Что же такое голос, как не Слово Бог, которое есть и Его Сын? Не так, как ваши поэты и мифологи говорят о сынах богов, рожденных от совокупления, но как истина сказывает — Сын есть Слово всегда сущее в недре Бога. Но прежде нежели что–либо произошло. Бог имел Его советником, так как Он есть Его ум и мысль. Когда же Бог восхотел сотворить то, что Он определил, Он родил сие Слово вне проявленное, перворожденное всей твари (Кол. 1,15), не так, однако, чтобы Сам лишился Слова, но Он родил Слово и вместе со Словом всегда пребывал. Посему нас учат священные писания и все духоносцы, из коих Иоанн говорит: «в начале было Слово, и Слово было у Бога», показывая этими словами, что исперва был один только Бог и в Нем Слово. Потом он говорит: «и Бог было Слово; все чрез Него сотворено и без Него ничто не сотворено» (Ин. 1,1–3). Итак, сие Слово, которое есть Бог и от Бога рождено. Отец вселенной, когда хочет, посылает в какое–либо место, и Оно, посланное Богом, когда является, бывает слышимо и видимо и находится в известном месте.

23. Бог сотворил человека в шестой день, создание же его открыл после седьмого дня, когда сделал и рай, чтобы поселить его в лучшем и превосходнейшем местопребывании. Что это истинно, показывает самое дело. Не видим ли болезней, которые терпят женщины при рождении детей, и как после того они забывают свою скорбь, чтобы исполнялось повеление Божие и род человеческий плодился и размножался? Не видим ли также осуждение змея, как он проклятый ползает на чреве и ест землю, чтоб и это служило доказательством того, что я сказал выше.

24. Далее Бог произвел из земли всякое дерево, прекрасное видом и хорошее для пищи. Ибо в начале были только сотворенные в третий день растения, семена и травы; в раю же были созданы деревья превосходной красоты и приятности, так как он назван садом, насажденным Самим Богом. Все прочие растения в мире были одинакового рода; но двух дерев, дерева жизни и дерева познания не было нигде, кроме одного рая. Что рай был земля и на земле насажден, об этом говорит Писание: «и насадил Бог рай в Эдеме на востоке и поставил там человека, и произвел еще Бог из земли всякое дерево, прекрасное видом и хорошее для пищи» (Быт. 1,8).

Выражениями «еще из земли» и «на востоке» Священное Писание ясно научает нас, что рай находился под сим небом, под которым находятся восток и земля. Эдем же в переводе с еврейского значит приятность. Далее указывается, что из Эдема выходит река для орошения рая, и потом разделяется на четыре главные части: из них две, названные Фисон и Геон, орошают восточные страны, в особенности Геон, который окружает всю эфиопскую землю, и в Египте, как говорят, является под именем Нила. Остальные две реки, которые называются Тигром и Евфратом, нам очень известны; ибо они близки к нашим странам. Поставив человека, как мы выше сказали, в раю, чтоб он возделывал и хранил его, Бог заповедал ему вкушать от всех плодов, не исключая и дерева жизни; только от дерева познания запретил ему вкушать. Бог перенес его из земли, из которой сотворил, в рай, дав ему побуждение к преуспеянию, чтобы возрастая и совершенствуясь, даже явленный как Бог, восходил на небо безсмертным (ибо Бог сотворил человека средним, ни совершенно смертным, ни безсмертным, но способным к тому и другому; подобно и рай, относительно красоты, создан средним между землею и небом). Выражение «чтобы возделывал» означает не другое какое–либо дело, а соблюдение заповеди Божией, чтобы преступлением не погубил самого себя, чему и подвергся он чрез грех.

25. Прекрасно было само по себе дерево познания, прекрасен был и его плод. Ибо не оно, как думают некоторые, было смертоносно, но преслушание заповеди. В плоде его ничего другого не было, кроме только познания. Познание же прекрасно, если кто им хорошо пользуется. По возрасту этот Адам был еще младенцем, почему и мог принять надлежащим образом познания. Ибо и теперь дитя, тотчас по рождении, не может есть хлеб, но прежде питается молоком, потом, с увеличением возраста, переходит к твердой пище. Тоже было с Адамом. Посему Бог, не по зависти, как думают некоторые, запретил ему есть от дерева познания. Кроме того, Он хотел испытать его, будет ли он послушен Его заповеди; и вместе с тем хотел, чтобы младенчествующий человек долее оставался простым и невинным. Ибо свято не только у Бога, но и у людей в простоте и невинности повиноваться родителям. Если же дети должны повиноваться родителям, то сколь же более надлежит повиноваться Богу и Отцу всего? Кроме того, даже и несообразно, чтобы дети мыслили более нежели сколько потребует их возраст. Ибо каждый постепенно возрастает как летами, так и мудростью. Наконец, когда закон предписывает воздерживаться от чего–нибудь, и кто не повинуется ему, очевидно, не закон причина наказания, но — непослушание и преступление закона И отец иногда повелевает своему сыну удаляться от чего–либо, и если сын преслушает отеческое повеление, то подвергается наказанию за непослушание; не самые те вещи наносят ему удары, но непослушание приносит наказание непослушному. Так и первозданного непослушание подвергло изгнанию из рая; не потому, чтобы в дереве познания заключалось что–либо злое, но за непослушание человек претерпел труд, печаль, болезнь и, наконец, смерть.

26. Бог оказал великое благодеяние человеку, что не оставил его вечно связанным грехом, но, как бы осудив в ссылку, изгнал его из рая, дабы он этим наказанием очистил в продолжение известного времени грех и исправившись потом мог быть возвращен. Посему по создании человека в сем мире, таинственно написано в книге Бытия, что как бы дважды он был поставлен в раю: в первый раз исполнилось это, когда он был там поставлен, другой раз имеет совершиться после воскресения и суда. И как сосуд, когда после сотворения его окажется в нем какой–либо недостаток, переливается или переделывается, чтобы он сделался новым и неповрежденным, так бывает и с человеком чрез смерть: ибо он, некоторым образом, разрушается, чтобы при воскресении явиться здоровым, т. е. чистым, праведным и безсмертным. А что Бог звал и сказал: где Адам? — это сделал Он не потому, что не знал, но как долготерпеливый давал ему случай к раскаянию и исповеданию.

27. Но кто–нибудь спросит нас: смертным ли по природе сотворен человек? Нет. Значит, — безсмертным? Не скажем и этого. Но скажет кто–нибудь: итак, он сотворен ни тем, ни другим? И этого не скажем. Он сотворен по природе ни смертным и ни безсмертным. Ибо если бы Бог сотворил его вначале безсмертным, то сделал бы его Богом; если же наоборот, сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти. Итак, Он сотворил его ни смертным и ни безсмертным, но, как сказали выше, способным к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к безсмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это безсмертие, и сделался бы Богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти. Ибо Бог создал человека свободным и самовластным. Итак, что человек навлек на себя своим нерадением и непослушанием, то Бог ныне прощает ему по Своему человеколюбию и милосердию, если человек Ему повинуется. Как непослушанием человек навлек на себя смерть, так повиновением воле Божией желающий может доставить себе вечную жизнь. Ибо Бог дал нам закон и святые заповеди, исполняя которые всякий может спастись и достигнув воскресения, наследовать нетление.

28. Изгнанный из рая Адам познал жену свою Еву, которую Бог сотворил в жену для него из ребра Его. И это не потому, что Он не мог произвести отдельно жену его, но Бог предвидел, что люди введут множество богов. Предвидя и зная, что заблуждение действием змея введет множество богов несуществующих (ибо один есть Бог, но уже с того времени обман тщился посеять множество богов и говорил: вы будете, как боги); итак, чтобы не думали что один Бог сотворил мужа, а другой жену, Он не сотворил обоих отдельно. Но чтобы показать таинство единства Божия, Бог вместе сотворил жену Адама, а также для того, чтобы большая была между ними любовь. И Адам, сказав Еве: «это теперь кость от костей моих и плоть от плоти моей», при этом пророчествовал, говоря: «посему оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей и будут два в едину плоть», — что самое явно исполняется на нас самих. Ибо не всякий ли законно вступивший в брак оставляет мать и отца, всех родственников и ближних своих, прилепляясь и привязываясь к своей жене, питая к ней большее расположение? Посему многие не редко подвергаются даже смерти за своих жен. Так как эта Ева первая была обольщена змием и сделалась зачинщицею греха, — злой демон, называемый также сатаною, некогда говоривший с нею чрез змея, и теперь действующий в увлеченных им людях, назывался Еван (Это — восклицание, употреблявшееся в оргиях Вакха). Демон еще называется драконом, потому что убежал от Бога; вначале же он был ангел. Об нем много можно говорить; но теперь я опущу это исследование; ибо в другом сочинении у нас было рассуждение.

29. Итак, когда Адам познал жену свою Еву, — она заченши родила сына, которому имя Каин и сказала: «приобрела человека чрез Бога» (Быт. 4,1). И заченши опять, родила другого, которому имя Авель. «Он сделался пастырем овец; Каин же занимался земледелием» (Быт.4,2). Но слишком долго было бы рассказывать, а тем более объяснять эту историю; любознательные относительно подробностей этой истории могут научиться из самой книги, которая надписывается: «Бытие мира». Когда же сатана увидел, что Адам и жена его не только живут, но и родили детей, тревожимый завистью, что не имел силы подвергнуть их смерти, и видя, что Авель благоугождает Богу, подействовал на брата его, по имени Каина, и побудил его убить брата своего Авеля. И, таким образом, явилось начало смерти в этом мире и доныне она ходит по всему роду человеческому. Бог же по Своему милосердию, и Каину, также как Адаму, хотел дать случай к раскаянию и исповеданию, говоря: «где Авель брат твой?» Но Каин с грубостью отвечал Богу: «не знаю; разве я сторож брата моего?» Тогда разгневанный Бог сказал: «что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. И теперь проклят ты от земли, которая открыла себя, чтобы принять кровь брата твоего от руки твоей; жалким и трясущимся будешь ты на земле» (Быт. 4,9–12). И с того времени устрашенная земля не принимает крови человека, и даже никакого животного; так что очевидно, не она, а преступивший человек — причина смерти.