Творения

24. Далее Бог произвел из земли всякое дерево, прекрасное видом и хорошее для пищи. Ибо в начале были только сотворенные в третий день растения, семена и травы; в раю же были созданы деревья превосходной красоты и приятности, так как он назван садом, насажденным Самим Богом. Все прочие растения в мире были одинакового рода; но двух дерев, дерева жизни и дерева познания не было нигде, кроме одного рая. Что рай был земля и на земле насажден, об этом говорит Писание: «и насадил Бог рай в Эдеме на востоке и поставил там человека, и произвел еще Бог из земли всякое дерево, прекрасное видом и хорошее для пищи» (Быт. 1,8).

Выражениями «еще из земли» и «на востоке» Священное Писание ясно научает нас, что рай находился под сим небом, под которым находятся восток и земля. Эдем же в переводе с еврейского значит приятность. Далее указывается, что из Эдема выходит река для орошения рая, и потом разделяется на четыре главные части: из них две, названные Фисон и Геон, орошают восточные страны, в особенности Геон, который окружает всю эфиопскую землю, и в Египте, как говорят, является под именем Нила. Остальные две реки, которые называются Тигром и Евфратом, нам очень известны; ибо они близки к нашим странам. Поставив человека, как мы выше сказали, в раю, чтоб он возделывал и хранил его, Бог заповедал ему вкушать от всех плодов, не исключая и дерева жизни; только от дерева познания запретил ему вкушать. Бог перенес его из земли, из которой сотворил, в рай, дав ему побуждение к преуспеянию, чтобы возрастая и совершенствуясь, даже явленный как Бог, восходил на небо безсмертным (ибо Бог сотворил человека средним, ни совершенно смертным, ни безсмертным, но способным к тому и другому; подобно и рай, относительно красоты, создан средним между землею и небом). Выражение «чтобы возделывал» означает не другое какое–либо дело, а соблюдение заповеди Божией, чтобы преступлением не погубил самого себя, чему и подвергся он чрез грех.

25. Прекрасно было само по себе дерево познания, прекрасен был и его плод. Ибо не оно, как думают некоторые, было смертоносно, но преслушание заповеди. В плоде его ничего другого не было, кроме только познания. Познание же прекрасно, если кто им хорошо пользуется. По возрасту этот Адам был еще младенцем, почему и мог принять надлежащим образом познания. Ибо и теперь дитя, тотчас по рождении, не может есть хлеб, но прежде питается молоком, потом, с увеличением возраста, переходит к твердой пище. Тоже было с Адамом. Посему Бог, не по зависти, как думают некоторые, запретил ему есть от дерева познания. Кроме того, Он хотел испытать его, будет ли он послушен Его заповеди; и вместе с тем хотел, чтобы младенчествующий человек долее оставался простым и невинным. Ибо свято не только у Бога, но и у людей в простоте и невинности повиноваться родителям. Если же дети должны повиноваться родителям, то сколь же более надлежит повиноваться Богу и Отцу всего? Кроме того, даже и несообразно, чтобы дети мыслили более нежели сколько потребует их возраст. Ибо каждый постепенно возрастает как летами, так и мудростью. Наконец, когда закон предписывает воздерживаться от чего–нибудь, и кто не повинуется ему, очевидно, не закон причина наказания, но — непослушание и преступление закона И отец иногда повелевает своему сыну удаляться от чего–либо, и если сын преслушает отеческое повеление, то подвергается наказанию за непослушание; не самые те вещи наносят ему удары, но непослушание приносит наказание непослушному. Так и первозданного непослушание подвергло изгнанию из рая; не потому, чтобы в дереве познания заключалось что–либо злое, но за непослушание человек претерпел труд, печаль, болезнь и, наконец, смерть.

26. Бог оказал великое благодеяние человеку, что не оставил его вечно связанным грехом, но, как бы осудив в ссылку, изгнал его из рая, дабы он этим наказанием очистил в продолжение известного времени грех и исправившись потом мог быть возвращен. Посему по создании человека в сем мире, таинственно написано в книге Бытия, что как бы дважды он был поставлен в раю: в первый раз исполнилось это, когда он был там поставлен, другой раз имеет совершиться после воскресения и суда. И как сосуд, когда после сотворения его окажется в нем какой–либо недостаток, переливается или переделывается, чтобы он сделался новым и неповрежденным, так бывает и с человеком чрез смерть: ибо он, некоторым образом, разрушается, чтобы при воскресении явиться здоровым, т. е. чистым, праведным и безсмертным. А что Бог звал и сказал: где Адам? — это сделал Он не потому, что не знал, но как долготерпеливый давал ему случай к раскаянию и исповеданию.

27. Но кто–нибудь спросит нас: смертным ли по природе сотворен человек? Нет. Значит, — безсмертным? Не скажем и этого. Но скажет кто–нибудь: итак, он сотворен ни тем, ни другим? И этого не скажем. Он сотворен по природе ни смертным и ни безсмертным. Ибо если бы Бог сотворил его вначале безсмертным, то сделал бы его Богом; если же наоборот, сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти. Итак, Он сотворил его ни смертным и ни безсмертным, но, как сказали выше, способным к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к безсмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это безсмертие, и сделался бы Богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти. Ибо Бог создал человека свободным и самовластным. Итак, что человек навлек на себя своим нерадением и непослушанием, то Бог ныне прощает ему по Своему человеколюбию и милосердию, если человек Ему повинуется. Как непослушанием человек навлек на себя смерть, так повиновением воле Божией желающий может доставить себе вечную жизнь. Ибо Бог дал нам закон и святые заповеди, исполняя которые всякий может спастись и достигнув воскресения, наследовать нетление.

28. Изгнанный из рая Адам познал жену свою Еву, которую Бог сотворил в жену для него из ребра Его. И это не потому, что Он не мог произвести отдельно жену его, но Бог предвидел, что люди введут множество богов. Предвидя и зная, что заблуждение действием змея введет множество богов несуществующих (ибо один есть Бог, но уже с того времени обман тщился посеять множество богов и говорил: вы будете, как боги); итак, чтобы не думали что один Бог сотворил мужа, а другой жену, Он не сотворил обоих отдельно. Но чтобы показать таинство единства Божия, Бог вместе сотворил жену Адама, а также для того, чтобы большая была между ними любовь. И Адам, сказав Еве: «это теперь кость от костей моих и плоть от плоти моей», при этом пророчествовал, говоря: «посему оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей и будут два в едину плоть», — что самое явно исполняется на нас самих. Ибо не всякий ли законно вступивший в брак оставляет мать и отца, всех родственников и ближних своих, прилепляясь и привязываясь к своей жене, питая к ней большее расположение? Посему многие не редко подвергаются даже смерти за своих жен. Так как эта Ева первая была обольщена змием и сделалась зачинщицею греха, — злой демон, называемый также сатаною, некогда говоривший с нею чрез змея, и теперь действующий в увлеченных им людях, назывался Еван (Это — восклицание, употреблявшееся в оргиях Вакха). Демон еще называется драконом, потому что убежал от Бога; вначале же он был ангел. Об нем много можно говорить; но теперь я опущу это исследование; ибо в другом сочинении у нас было рассуждение.

29. Итак, когда Адам познал жену свою Еву, — она заченши родила сына, которому имя Каин и сказала: «приобрела человека чрез Бога» (Быт. 4,1). И заченши опять, родила другого, которому имя Авель. «Он сделался пастырем овец; Каин же занимался земледелием» (Быт.4,2). Но слишком долго было бы рассказывать, а тем более объяснять эту историю; любознательные относительно подробностей этой истории могут научиться из самой книги, которая надписывается: «Бытие мира». Когда же сатана увидел, что Адам и жена его не только живут, но и родили детей, тревожимый завистью, что не имел силы подвергнуть их смерти, и видя, что Авель благоугождает Богу, подействовал на брата его, по имени Каина, и побудил его убить брата своего Авеля. И, таким образом, явилось начало смерти в этом мире и доныне она ходит по всему роду человеческому. Бог же по Своему милосердию, и Каину, также как Адаму, хотел дать случай к раскаянию и исповеданию, говоря: «где Авель брат твой?» Но Каин с грубостью отвечал Богу: «не знаю; разве я сторож брата моего?» Тогда разгневанный Бог сказал: «что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. И теперь проклят ты от земли, которая открыла себя, чтобы принять кровь брата твоего от руки твоей; жалким и трясущимся будешь ты на земле» (Быт. 4,9–12). И с того времени устрашенная земля не принимает крови человека, и даже никакого животного; так что очевидно, не она, а преступивший человек — причина смерти.

30. Сам Каин также имел сына, которому имя Енох. И построил он город, который назвал именем сына своего Еноха. С того времени начали строить города и это еще прежде потопа а не как ложно говорит Гомер: «нигде не был еще построен город человеческий». «У Еноха родился сын именем Гаидад, который родил Меила, Меил — Мафусаила, а Мафусаил — Ламеха, Ламех же взял себе двух жен, которых имена: Ада и Села». Отсюда получило начало многоженства, также и музыка. Ибо Ламех родил трех сыновей: Овела, Иувала и Фовела. «Овел был муж, кормивший скот в шатрах, Иувал показал псалтирь и гусли, а Фовел был ковач меди и железа» (Быт. 4,17–22). Доселе простирается родословие семени Каина; остальное его потомство осталось в забвении, за то что он убил брата своего. На место Авеля Бог дал Еве зачать и родить сына, которому имя Сиф; от него распространяется остальной род человеческий до сего времени. А тем, которые хотят узнать обо всех родах, — легко можно изложить это при помощи Священного Писания. И это отчасти нами уже сделано, как мы уже упоминали в другой книге, именно — изъяснен порядок родословия первой исторической книги. Этому всему научает нас Святой Дух, говоривший чрез Моисея и прочих пророков, так что мы, чтущие Бога имеем Писания, которые оказываются древнее и даже истиннее всех писаний ваших историков и поэтов. Так некоторые нелепо говорили, что Аполлон был изобретателем музыки, между тем как другие говорят, что музыка была изобретена Орфеем от приятного пения птиц, но их слова оказываются пустыми и ничтожными, ибо эти люди жили много спустя после потопа. Что же происходило с Ноем, который иными называется Девкаленом, изложено нами в вышеупомянутой книге, к которой если хочешь, можешь и ты обратиться.

31. После потопа опять положено было начало городам и царствам следующим образом. Первый город был Вавилон, затем Орех, Архав и Халани в земле Сеннаар. Царь их был именем Невроф. Из них вышел так называемый Ассур; отсюда произошло название ассириян. Невроф же построил города: Ниневию, Ровоон, Калак и Дасен, находившийся между Ниневиею и Калаком. Ниневия был главный и большой город. Другой сын Сима, сына Ноева, именем Месраин, родил народ Лудуима, Энемигима, Лавиима, Неффалима, Патросониима и Хослониима, от которых же произошел и Филистим. Что касается трех сыновей Ноя, их племени и родословия, то краткий перечень их сделан нами в вышеупомянутой книге. Теперь же упомянем о том, что опущено нами, как относительно городов и царств, так и происшествий того времени, когда была одна речь и один язык. Пред разделением языков города были те же самые, о которых мы писали выше. Когда же наступило время людям разойтись в различные стороны, они составили совет по своей мысли, а не по Божией, построить город и башню, вершина которой достигала бы до неба, чтобы тем сделать славным свое имя. Поелику же они решились вопреки воле Божией совершить такое трудное дело, то Бог, разрушил их город и низвергнул башню. В то же время Он изменил языки людей, дав каждому особое наречие. На это указывала и Сивилла, возвещая гнев, имеющий постигнуть мир.

Вот ее слова: «Когда совершились угрозы великого Бога, которыми Он грозил смертным, строившим башню в стране Ассирийской; тогда все были они одного языка и хотели взойти на звездное небо. Тотчас же бессмертный повелел ветрам, и ветры низринули с высоты великую башню и между смертными сделали раздор. Тогда башня упала, и языки смертных людей разделились на многие наречия».

И так далее. Это происходило в земле Халдейской, В земле Ханаанской был город, которому имя Харран. В это время первым царем был в Египте Фараон, который у египтян назывался также Нехао, и ему преемствовали последующие цари. В земле же Сеннаар, у так называемых халдеев, первым царем был Ариох; после него Элласар, за сим Ходоллагомор, царь Эламский, после же сего Фаргал, царь народов, называвшихся ассирийцами. Другие пять городов были построены в уделе Хама, сына Ноева: первый Содом, потом Гоморра, Адама, Севоин и Валак [26], называвшийся также Сигор. Имена царей их следующие: Валлас, царь содомский, Варсас, царь гоморрский, Сеннаар, царь адамский, Имоор, царь севоинский, и Валах, царь Сигора, называемого также Валаком. Они были в подданстве у Ходоллагомора, царя ассирийского двенадцать лет. В тринадцатый же год они отпали от Ходоллагомора; и, таким образом в это время четыре ассирийских царя предприняли войну с сими пятью царями. Отсюда получили начало войны на земле. И они окружили исполинов Каранаин, и с ними сильные народы и оммеев в самом городе их, и хорреев, обитавших в горах, называемых Сеир, до так называемого Теревинта Фарана, который находится в пустыне. В это же время был праведный царь, именем Мелхиседек в городе Салиме, ныне называющемся Иеросолима. Он был первый из всех священников Бога Вышняго. От него вышеназванный город Иеросолима получил название Иерусалима; от него же появились и священники во всей земле. После него царствовал Авимелех в Герарах, за ним другой Авимелех, затем царствовал Ефрон, по прозванию Хеттей. Таковы были имена царей, существовавших в первые времена; имена прочих ассирийских царей, царствовавших в продолжении многих лет, умолчаны; из самых близких к нашим временам упоминаются ассирийские цари: Феглафасар после сего Селаманасар, потом Сеннахарим. После него был Адрамелех Эфиоплянин, который царствовал и над Египтом; впрочем, это все, по нашим писаниям, принадлежит к очень позднейшим временам.

32. Из этого любители учености и древности могут усмотреть, к позднему ли времени относятся сказания наши, находящиеся у святых пророков. Хотя в первые времена были немногочисленны обитатели аравийской и халдейской земли, но по разделении языков их, они начали мало–помалу распространяться и умножаться по всей земле.

Таким образом сначала три части земли были населены людьми, восток, юг, запад, потом, с умножением людей, заселились и остальные части земли. Не зная сего ваши писатели говорили, что мир шарообразен, или сравнивали его с кубом. Но как могли они сказать об этом истину, не зная ни творения мира, ни заселения его? Когда люди мало–помалу распространились и умножились на земле, как мы выше сказали, — таким же образом заселили и острова морские и прочие страны.

33. Кто же из называемых у вас мудрецов, поэтов и историков мог сказать об этом истину, когда они жили много позднее, и ввели множество богов, которые сами родились, спустя много лет по построении городов, —