Творения

Когда услышаны были с неба такие слова, то род человеческий просветился и узнал различие между Творцем и тварию, между царем и воином, между художником и его произведением и, утвердившись в вере, люди посредством Иоаннова крещения пришли к Тому, Кто крестил Духом и огнем, т. е. ко Христу, истинному Богу нашему, с Которым Отцу вместе со Пресвятым и Животворящим Духом да будет слава ныне и всегда во веки веков. Аминь.

Похвала Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии

1. Ныне возсиявшее солнце правды сокрыло то, что прежде блистало. Освобожденный от мрака я не в состоянии выносить света. Для меня снова взошел свет, и я смущаюсь от страха. О только что родившемся я вместе и радуюсь и устрашаюсь. Явился новый источник, а прежний обращается вспять. Я увидел младенца рожденнаго и небеса приклонившияся, чтобы поклониться ему.

Молоко ссет младенец, который питает питательницу; на руках носится Тот, Кто держит держащаго; познается Творец, и природа поражается изумлением.

2. Посему я с трепетом дивлюсь таинству, возвещенному Гавриилом. Страх влечет меня к Марии, да будет (мне) изъяснено чудо. Радуйся, благодатная, Господь с Тобою. Радуйся, храм Божий телесный! Радуйся, благодатная, ковчег небесных колосьев! Радуйся, благодатная, неба и земли общее жительство! Радуйся, благодатная, истиннаго Сына истинная мать и дева! Радуйся, благодатная, неизсякаемый очаг света, всегда действенный. Радуйся, благодатная, широкое вместилище непостижимаго естества! Радуйся, благодатная, вдовствующаго мира непорочная невеста и мать! Радуйся, благодатная, союзница света! Радуйся, благодатная, в утробе своей смерть умертвившая! Радуйся, благодатная, заблуждавшийся мир к истине верно воззвавшая! Радуйся, благодатная, несожигаемая житница мира!

3. Далее, смущенная этими словами и устрашенная явлением, Дева не смела убежать и не дерзала оставаться, видя Ангела (собств. безплотнаго), предстоящаго ей, под образом человека, и в присутствии девы держащаго себя скромно. Она избегала спросить его или посмотреть на него, почему, от страха, лице Девы было похоже на видение, когда она говорила сама с собою: «чтó это за приветствие и кто тот, который приносит мне это приветствие? Величественнее солнца сияет и с девою беседует; с неба сходит и рабу приветствует; не облечен в тело, но беседует человеческим образом: на крыльях летает и произносит речи. Чего он ищет на земле? Кажется мне ангелом, но беседует как человек; от ангельских воинств приходит и ко мне направляет слово; имеет лице светлее молнии и одет в одежду белее снега; вижу юношу, не имеющаго тела: попирает землю и не оставляет следов; не обладает языком и говорит радуйся; не двигает губами и возвещает благодать. Не знаю, чтó мне делать. Ужасающее это видение, поелику я не в состоянии понять, кто послан. Каким образом я узнаю посылающаго? Если должно трепетать вестника, то насколько более [должно трепетать] Того, Кто вестника послал! Если этот ослепляет своим блеском мое зрение, то каким телом я покрою себя пред солнцем правды? Если от раба я прихожу в страх, то как рожду Господа?» Ангел сказал ей: не бойся, Мария! (Лк. 1:30). Не змий беседует с тобою. Не бойся, Мария! Я возвестил тебе таинство, но не научил лжи. Не бойся, Мария. Я обещаю тебе, что ты будешь Богородительницей, но не Богом. Не бойся, Мария! Я обещаю тебе благодать и в заблуждение тебя не ввожу. Не бойся, Мария! Не останавливайся в нерешительности, как Ева; от нея смерть, от тебя жизнь; от нея плод смерти, от тебя жизнь жизни; от нея прельщение, от тебя истина; от нея отвращение людей от Бога, от тебя неизреченное возсоединение Бога и человека; от нея мрак и преисподний сон, от тебя сияющий светильник мира; от нея проклятия, от тебя благословение; от нея приговор смерти, от тебя возстановление жизни тела; от нея сомнение, от тебя вера; от нея плач, от тебя река воды жизни; от нея пóты, от тебя отдохновение; от нея тернистая земля, от тебя божественный рай; от нея три раны, от тебя троякая жизнь; от нея умерщвление человека, от тебя Бог — друг человека; от нея истребление потопом, от тебя купель, раждающая в вечность; от нея убийство, от тебя обновление человека; от нея смерть жизни, от тебя воскресение мертвых; от нея ненависть двенадцати колен, от тебя братское единение двенадцати апостолов; от нея смерть, введенная в мир, от тебя погибель смерти; от нея падение, от Тебя возстание. Не бойся Мария, ты обрела благодать у Бога. Вот зачнешь во чреве сына (Лк. 1:30–31) от Отца и родишь Того, кто старше Адама. Родишь Сына, возвышеннее небес; родишь Сына, высшаго херувимов; родишь Сына, равномощнаго Отцу; родишь Сына славою равнаго Святому Духу; родишь Сына, Которым все произошло (Ин. 1:2); родишь Сына, Котораго благословляют небеса и земля; родишь Сына, образа Котораго я не знаю; родишь Сына, в присутствии Котораго я с трепетом предстою.

4. Далее, исполнились дни родить Ей и родила Сына (Лк. 2:6–7), Котораго не насадил отец; родила Сына, котораго не носила мать; родила колос, котораго не посеяла рука; родила Творца, соделавшагося человеком; родила в пещере, и родившийся явился в Персии. Когда же Иисус родился в Вифлееме иудейском во дни Ирода царя, вот пришли в Иерусалим волхвы в востока, говоря: где родившийся Царь Иудейский (Мф. 2:1)

Аминь.

Подробное изложение веры

Весьма враждебны и чужды апостольскаго исповедания те, которые утверждают, что Сын — из несущих и впоследствии привзошел к Отцу из вторичнаго начала (ἀποστελλομένης ἀρχῆς) и которые то же самое думают о Святом Духе, утверждая, что Сын обожествляется и Дух Святый освящается по дару и благодати, которые имя Сына делают общим [у него] с рабами и так объясняют «перворожденный из твари», как будто и Он подобным же образом из не–сущаго и как будто Он первым сотворен, и которые не исповедуют, что Единородный Сын —

Не менее чужды и те, которые исповедуют Троицу не по–истине из трех Лиц, но нечестиво измышляют в единице троиственность по сложению и Сына считают мудростью в Боге, подобно человеческой в человеке, в силу которой человек является мудрым, и Слово объясняют подобно слову, которое произносится или составляется в мысли, но не имеет ни отдельной ипостаси, ни продолжающагося существования.

2.