Творения

33. Исповедуем, что единосущен Отцу Сын и Святый Дух и что едина сущность Троицы, т. е. едино Божество, при чем Отец естественно нерожденный, Сын рожден от Отца истинным рождением, не творением из воли, Дух же Святый, освящающий все создание, вечно ниспослан из сущности Отца чрез Сына.

34. Исповедуем же и воплотившееся Слово и явившееся в плотском рождении от Девы, а не действовавшее [только] в человеке. Имеющих же общение с отвергающими выражение «единосущный», как чуждое Писаниям, и с утверждающими, что нечто из Троицы — созданное, и отделяющими от единаго естественнаго Божества, считаем чуждыми и ни с кем из таковых не имеем общения.

35. Един Бог Отец, единственное Божество, Бог же и Сын, истинный образ единаго и единственнаго Божества по рождению и по естеству, которое Он имеет от Отца, един Господь — Сын, точно так же и Дух, посылающий господство Сына на освящаемое создание. Сын обитал в мире, принявши от Девы плоть, которую Он исполнил Святым Духом в освящение всех нас; предавши же плоть смерти, Он разрушил смерть воскресением в воскресение всех нас и восшел на небеса, в Себе возвышая и прославляя человеков, и во второй раз придет, чтобы возстановить вечную жизнь для нас (верующих и соблюдающих Его заповеди).

36. Един Сын, один и тот же и до воплощения и по воплощении, человек и Бог, то и другое — единое. И не иное Лице — Бог Слово, а иное — человек Иисус, но один и тот же предсуществующий Сын явился соединенным с плотью из Марии, стал совершенным и святым и безгрешным человеком и совершает домостроительство в обновление человечества и спасение всего мира.

37. Бог Отец, будучи совершенным Лицем, имеет совершенное Слово, истинно родившееся из Него, не как слово произносимое и не Сына по усыновлению, как называются сынами Божиими ангелы и люди, но Сына — по естеству Бога; [имеетъ] и совершеннаго Духа Святаго, от Отца чрез Сына подаваемаго усыновляемым, живого и животворящаго, святаго и освящаюшаго сопричастников Своих, не как дыхание, вдыхаемое человеком, безъипостасное, но от Бога живущее, чрез которое именно Троица покланяема и славима и честна и достопочитаема, когда Отец умопостигается в Сыне, поколику Сын из Него, Сын же прославляется в Отце, поколику Он из Отца, являемаго в Духе Святом для освящаемых.

38. А что Святая Троица досточестна, не отделяемая и не отчуждаемая, об этом учит нас Павел, говоря во втором послании к Коринфянам так: благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и общение Святаго Духа со всеми вами (2 Кор. 13:13). И онять в этом послании показывает, говоря: утверждающий же нас с вами во Христа и помазавший Бог и запечатлевший нас и давший залог Духа в сердца наши (2 Кор. 1:21–22). Но еще яснее в том же послании пишет так: когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; когда же обращаются к Господу, то покрывало снимается. Господь же есть Дух, а где Дух Господень, там свобода. Мы же все, открытым лицем взирая на славу Господню, в тот же образ преображаемся от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор. 3:15–18).

39. И опять Павел говорит: чтобы смертное было поглощено жизнью; создавший же нас на это самое Бог, давший вам залог Духа (2 Кор. 5:4–5). И опять говорит: являя себя как служителей Божиих, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах (2 Кор. 6:4) и следующее затем; потом присоединяет, говоря: в благости, в Духе Святом, в любви нелицемерной, в слове истины, в силе Божией (2 Кор. 6:6–7). Вот и здесь также святый определил Святую Троицу, наименовав Бога и Слово и Духа Святаго.

40. И опять говорит: не знаете ли, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? И если кто погубит храм Божий, того погубит Бог (1 Кор. 3:16–17). И опять: но омылись, (но освятились), но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. 6:19). И опять: или не знаете, что тела ваши — храм сущаго в вас Святаго Духа, Котораго вы имеете от Бога? Ибо думаю, и я имею Духа Божия (1 Кор. 7:40).

41. И опять, ведя речь и о сынах Израилевых, как крещенных в облаке и в буре, говорит, что все пили одно и тоже духовное питие, ибо пили из духовнаго последующаго камня, — камень же был Христос (1 Кор. 10:4). И опять говорит: потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. Есть же разделения дарований, но Дух один и тот же, есть и разделения служений, но Господь один и тот же; есть и разделения действий, а один и тот же Бог, действующий все во всех; но каждому дается явление Духа на пользу. Ибо одному дается Духом слово премудрости, другому же слово знания тем же Духом, иному же вера в том же Духе, (иному дар исцелений тем же Духом), иному же действия сил, иному же пророчество, иному же различение духов, другому же роды языков, (иному истолкование языков). Все же это действует один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как хочет. И как тело одно, но имеет многие члены, и все члены тела, хотя их много, суть одно тело, так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело (1 Кор. 12:3–13). И опять говорит: ибо если кто, пришед, проповедует другого Иисуса, Котораго мы не проповедывали, или вы получаете иного Духа, Котораго вы не получили, или иное благовестие, котораго не приняли, то вы справедливо потерпели бы (2 Кор. 11:4). Видишь, что Дух неотделим от Божества, и никто благочестно мудрствующий не может считать Его созданием.

42. В послании же к Евреям он опять пишет так: как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении, которое, получивши начало своего возвещения от Господа, посредством слышавших утвердилось в нас, когда Бог подтверждал знамениями и чудесами и различными силами и раздаянием Духа Святаго (Евр. 2:3–4). И опять в том же послании говорит: почему, как говорит Дух Святый, ныне когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели дела Мои сорок лет. Посему я вознегодовал на род сей и сказал: непрестанно они заблуждают сердцем своим, вследствие чего не познали путей Моих, как клялся Я в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой (Евр. 3:7–11). И тут пусть послушают Павла, никоим образом не отделяющаго Духа Святаго от Божества Отца и Сына, но ясно показывающаго, что глаголание Святаго Духа — было от Лица Божия, и таким образом изречено как бы от Бога, как изложено в вышеприведенных изречениях. Поэтому веруем, что Святая Троица — един Бог, и покланяемся Ей согласно засвидетельствованному божественным Писанием, тем более, что и всюду существуют для нас в божественном Писании безчисленныя наставления, которыя согласно свидетельствуют апостольскую и церковную веру.

12 глав о вере

Глава I

Если кто называет тело Христово несозданным и не исповедует, что Сам несозданный Бог Слово представил доказательства воплощения и вочеловечения созданного из человечества, как написано, анафема да будет.

Изъяснение. Ибо как можно называть тело не созданным? Ведь несозданное бесстрастно, неуязвляемо, неосязаемо. Христос же, воскресший из мертвых, показывал своим ученикам и знаки от гвоздей, и прободение копья, и тело для осязания, хотя и вошел к ним при запертых дверях; но это сделано было Им для того, чтобы показать и действие Божества, и истинность тела. Хотя он был Бог, но по естеству познан был как человек, и будучи по истине человеком, по делам Своим явился Богом.