Творения

Беседа 1

Днесь чин ангельский радостно воспевает хвалебныя песни, и свет пришествия Христова возсиявает верным. Днесь радостная для нас весна, Христос — Солнце правды осиял нас ясным светом и озарил умы верных. Днесь Адам обновлен и вознесенный на небо ликует с ангелами. Днесь вся вселенная объята радостию, так как совершилось пришествие Святаго Духа к людям. Днесь божественная благодать, надежда невидимых, освещает чудеса, превышающия разум. и явственно открывает нам от века сокровенное таинство. Днесь сплетаются венцы неизсякаемой добродетели. Днесь Бог, хотящий увенчать священныя главы любящих слушать и почитающих празднества, призвал любителей непоколебимой веры как званных и наследников, и Горнее Царство поспешает призвать мудрствующих небесное, чтобы приобщить их к божественному служению безплотных ликов. Днесь исполиилось предречение Давида, которое говорит: да веселятся небеса и да торжествует земля; да возрадуются поля и все дерева дубравныя от лица Господня, потому что грядет (Псал. 95:11–13). Давид говорит [просто] деревья, а предтеча Господень называл деревья, приносящия плоды достойные покаяния, скорее же — пришествия Господня. Господь же наш Иисус Христос возвестил неизсякаемую радость всем верующим в Него. Ибо Он говорит: увижу вас, и возрадуетесь, и радости вашей никто не отнимет у вас (Иоан. 16:22).

Днесь ясно возвещается нам преславное и неизреченное таинство христиан, добровольно запечатлевшйх свою надежду на Христа. Днесь Гавриил, предстоящий Богу, приходит к Деве непорочной, благовествуя ей: радуйся благодатная (Лук. 1:8). Она же помышляла в себе, что бы это было за приветствие. Ангел без замедления присовокупил, говоря: Господь с Тобою; не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. Итак Ты зачнешь во чреве и родишь Сына, и нарекут имя Ему Иисус. Он будет велик и Сыном Вышняго наречется. И даст ему Господь Бог престол Давида, Отца Его, и будет царствовать в доме Иакова во веки, и царству Его не будет конца. Мария же сказала ангелу: как это будет со Мною, когда Я мужа не знаю? Останусь ли я и далее девой? Не будет ли нарушено достоинство девства? Когда Святая Дева недоумевала о сем, ангел возвещает ей сушность своей речи, говоря: Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышняго осенит Тебя; посему и рождаемое от Тебя святое наречется Сыном Божиим (Лук. 1:35). Ибо что оно есть, тем действительно и наречется.

Итак, достойно из всех родов благодать избрала одну только Святую Деву. Ибо она истинно была мудрее всех, и никогда во всех родах не было подобнаго ей. Она [поступила] не так, как прежде дева Ева, которая, ликуя в раю, своим слабым умом неосторожно вняла речи виновника зла змия, и таким образом извратила благородство своего помышления, и чрез нее коварный, излив свой яд и примешав смерть, ввел во весь мир, и вследствие этого произошла всякая пагуба святых; и только одною Святой Девой возстановлено ея [т. е. Евы] падение. Напротив, святая [Дева] имела твердость принять дар не прежде, чем узнала, кто посылает его, и что это за дар и кто его приносит. Говоря это сама в себе, Святая недоумевала и обращается к ангелу, говоря: откуда ты принес мне такое благословение? Из каких сокровищ послана мне эта жемчужина слова? В чем этот дар мне имеет свое основание? Ты пришел с неба и шествуешь по земле. Ты показываешь все характерныя черты человека, и осияваешь блистанием света.

Святая в Себе размышляла об этом; ангел же разрешил ея сомнение, так вещая к ней: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышняго осенит Тебя; посему и рождаемое от Тебя святое наречется Сыном Божиим. И: не бойся, Мария, ибо я пришел не для того, чтобы поражать тебя страхом, но чтобы отогнать причину страха. Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. Не изследуй благодати по законам естества; ибо благодать не терпит подчинения законам естества. Ты познала, Мария, то, что было сокрыто от патриархов и пророков. Ты, Дево, научилась тому, что доселе было утаено от ангелов. Ты услышала, Всесвятая, то, чего еще не удостоился [слышат] лик богоносных мужей. Моисей и Давид, Исаия и Даниил и все пророки предвозвещали о нем, но как [это будет], не знали. Ты же одна только, Всесвятая Дево, ныне воспринимаешь неведомыя всем им тайны и уразумеваешь, как это возможно. Ибо где Дух Святый, там все легко совершается. Где божественная благодать, [там] все возможно для Бога. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышняго осенитТебя, посему и рождаемое от Тебя святое наречется Сыном Божиим. Если же Сын Божий, то и Бог сообразный Отцу и совечный, в Котором Отец обладает всецелым откровением; Он — начертание в лице, и чрез отражение [в Нем] возсиявает Его слава. И как из неизсякаемаго источника проистекают реки, так и из сего неизсякаемаго и всегда живого источника проистекает неизсякаемый и истинный Свет мира — Христос Бог наш. Об этом источнике пророки восклицали: речные потоки веселят град Божий (Псал. 45:5), — не один только град, но все, ибо подобно тому, как один град, он веселит и всю вселенную. Посему прилично Ангел возгласил Святой Деве Марии, первой из всех: радуйся, благодатная, Господь с Тобою, так как с нею сохранено было все сокровище благодати. Ибо из всех родов одна только сия Дева явилась святою и по телу и по духу, и она одна только носит Того, Кто глаголом носит всяческая (Евр. 1:3). И должно изумляться не только телесной красоте ея, но и добродетельному направлению ея души. Посему–то к ней первой из всех Ангел обращается с приветствием: радуйся, благодатная, Господь с Тобою; и не земной жених, но Сам Господь освящения, Отец непорочности, Зиждитель нетления и Податель свободы. Ходатай спасения Распорядитель и Раздаятель истиннаго мира, из девственной земли создавший человека и из ребра его взявший Еву, — Сей Господь с Тобою и опять из Тебя.

Посему приидите, возлюбленные, и мы, последуя ангельскому хвалению, благомысленно воздадим по силам говоря: радуйся, благодатная, Господь с Тобою. Ибо Тебе надлежит по–истине радоваться, так как с Тобою божественная благодать, как [она одна] ведает, вселилась; с рабою — Царь славы, с прекрасною — Тот, Кто красен добротою паче сынов человеческих (Псал. 44:3), с нескверною — освящающий всяческая. С Тобою Бог и совершенный человек, в котором обитает вся полнота Божества (Кол. 2:2). Радуйся, благодатная, источник Света, просвещающаго всех верующих в Него. Радуйся, благодатная, восток мысленнаго солнца и нескверный цвет жизни. Радуйся, благодатная, луг благоухания. Радуйся, благодатная, лоза всегда цветущая, веселящая души прославляющих тебя. Радуйся, благодатная, нива невозделанная и принесшая прекрасные плоды, сообразно с естеством, потому что сообразно с нами и потому что сообразно с временем чревоношения, но и против естества, или лучше выше естества, потому что свыше вселился Бог Слово и в святом Твоем чреве возсоздал Адама; и хотя способность к рождению Святой Деве подал Святой Дух, однако, истинное тело взято из Ея тела. И как жемчужина образуется из двух естеств, из молнии и воды, сокровенных явлений моря, так и Господь наш Иисус Христос неслитно и неизменно происходит из Чистой и Непорочной, Нескверной и Святой Девы Марии, совершенный в Божестве и совершенный в человечестве, по всему подобный Отцу и единосущный нам во всем кроме греха.

Весьма многие из святых отцев. патриархов и пророков хотели видеть Его и сделатся самовидцами Его и не сделались. И одни из них созерцали Его посредством видений образно в гаданиях, другие слышали божественный глас [Его] в столпе облачном и удостоились явления святых ангелов. И только к одной Марии, Святой Деве, светозарно пришел архангел Гавриил, благовествуя Ей: радуйся, благодатная. И таким образом, она восприняла Слово и по времени телеснаго исполнения принесла многоценную жемчужину.

Посему приидите и вы, возлюбленные, воспоем представленное нам богодухновенным Давидом на гуслях: воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоей (Псал. 131:8). Ибо воистину Святая Дева — кивот, внутри и вне позлащенный, воспринявший в себя целое сокровище освящения. Воскресни, Господи, в покой Твой. Возстани, Господи, из лона Отца, чтобы возставить падший род первозданнаго. Прославляя это, Давид пророчески говорит к лозе, имеющей произрастить из него прекрасно–плодный цвет: слыши, Дщерь, и смотри, и приклони ухо Твое, и забудь народ твой. и дом отца твоего, и возжелает царь красоты твоей, и поклонишься ему (Псал. 44:11–12). Слыши, дщерь, пророчествуемое о тебе, чтобы и очами ведения узрела и самое дело. Слыши меня, предзнаменующаго Тебе, и архангела, ясно возвещающаго тебе совершенное таинство.

Итак, приидите, возлюбленные, воспомянем прежде бывшее и прославим Лозу, так преестественно прозябшую от Иессея, восхвалим, ублажим и благоговейно почтим. Ибо не об одном только Иосифе, но и о Богородице Марии свидетельствуя, Лука повествует в божественных Евангелиях до самаго родства Давидова: пошел также, — говорит он, — и Иосиф из Галилеи, в город иудейский, называемый Вифлеем, записаться с Мариею, обрученной ему женою, которая была непраздна, потому что они были из дома и рода Давида. Случилось же, когда они были там, исполнились дни родить Ей, и родила Сына Своего, перворожденнаго всей твари, и спеленала Его и положила Его в яслях, потому что не было им места в гостиннице (Лук. 2:4–7). Спеленала одевающаго светом, как одеждою (Псал. 103:9). Спеленала создавшаго всю тварь. Положила в яслях седящаго на херувимах и воспеваемаго тмами ангелов. В ясдях безсловесных возлегло Божественное Слово, чтобы людям, по собственному произволению сдедавшимся неразумными, даровать разумный смысл. На трапезе скотов предложен небесный хлеб, чтобы скотоподобным людям даровать прдчастие таинственной пищи. И даже места не было им в гостиннице. Не имел места словом устроивший небо и землю, потому что, будучи богат, Он обнищал ради нас (2 Кор. 8:9), подъял на Себя крайнее уничижение ради спасения нашего естества, по присущей Ему благости к нам. Исполнивший всякое устроение неизреченных таин домостроительства на небе в лоне Отца, Он возлег и в вертепе в объятиях Матери. Сонмы ангелов окружали Его, возглашая славу на небе и на земле мир. На небе одесную Отца возсел, и в яслях, как на херувцмах, почил. По истине [это] Престол и именно херувимский, Престол царский, святый из святых, единый, славный на земле святейший из святых, на котором почил Христос Бог наш. Ему слава, честь и держава, со Отцем безначальным н всесвятым и животворящим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Беседа 2

Опять благовестие радости, опять возвещение свободы, опять воззвание, опять возвращение, опять обетование веселия, опять избавление от рабства. Ангел беседует с Девою, чтобы змий не беседовал более с женою. «В шестой месяц», — говорит, — «послан был ангел Гавриил от Бога к Деве, обрученной мужу» (Лк. 1:26–27). Послан Гавриил возвестить всемирное спасение. Послан Гавриил, неся Адаму запись о воззвании. Послан Гавриил к Деве, чтобы бесчестие жены изменить в честь. Послан Гавриил, чтобы чистому Жениху уготовить достойный чертог. Послан Гавриил обручить создание с Создателем. Послан Гавриил к одушевленному чертогу Царя ангелов. Послан Гавриил к Деве, обрученной Иосифу, но соблюдаемой для Иисуса Сына Божия. Послан раб бестелесный к Деве нескверной. Послан свободный от греха к невосприимчивой к тлению. Послан светильник, возвещающий Солнце правды. Послан утренний свет — предтеча дневного Света. Послан Гавриил, проповедующий Того, Кто и в лоне Отца, и в объятиях Матери. Послан Гавриил, показующий Того, Кто на престоле и в вертепе. Послан воин, возглашающий тайну Царя, — тайну, — говорю, — разумеваемую верою, но не исследимую любопытством, тайну поклоняемую, но не взвешиваемую, тайну, о которой можно богословствовать, но не измерять.

«В шестой месяц послан был Гавриил к Деве». В какой шестой месяц? — В какой? В тот, с которого Елисавета приняла благовестие, с которого зачала Иоанна. Откуда это видно? Это изъясняет сам ангел, говоря к Деве: «вот», — говорит, — «Елисавета, родственница Твоя, и она зачала сына в старости своей; и вот месяц шестой ей, называемой бесплодною» (Лк. 1:36). В шестой месяц, — следовательно, в шестой зачатия Иоанна. Ибо надлежало, чтобы прежде пришел воин; надлежало, чтобы предварил оруженосец; надлежало, чтобы предшествовал вестник Владычнего пришествия.

«В шестой месяц послан был ангел Гавриил к Деве, обрученной мужу», — обрученной, но не сопряженной, — обрученной, но соблюдаемой. Для чего — обрученной? Чтобы разбойник не узнал скоро тайны. Ибо, что чрез Деву придет Царь, это знал лукавый, так как и сам он слышал слова Исаии: «се Дева во чреве приимет» (Ис. 7:14), и, естественно, постоянно наблюдал за этим изречением о Деве, чтобы устроить бесславие, когда станет исполняться это таинство. Поэтому Господь, чтобы скрыть [тайну] от лукавого, пришел чрез обрученную, ибо обрученная уже связана обетом [замужества].

«В шестой месяц послан был Гавриил к Деве, обрученной мужу», которому имя Иосиф. Послушай, что говорит пророк об этом муже и Деве: «Дана будет эта запечатанная книга мужу, ведущему писания» (Ис. 29:11). Что это за книга запечатанная, если, конечно, не непорочная Дева? Кем будет дана? Ясно, что священниками. Кому именно? Плотнику Иосифу. Итак, когда священники, сочетав Марию Иосифу, как целомудренному, вверили ему, выжидая времени брака, он, принявши, должен был соблюдать Деву в неистлении. Это задолго предвозвестил пророк: «дана будет эта книга запечатанная мужу, ведущему писания, и он скажет: не могу прочитать». Почему же не можешь, Иосиф? Не могу, — говорит, — прочитать, ибо книга запечатана. Для кого она соблюдается? Она сохраняется для Зиждителя всяческих в жилище. Но возвратимся к своему предмету.