Раннехристианские апологеты II‑IV веков. Переводы и исследования.

См. Поснов М. 9. История христианской церкви. — Брюссель, 1964. — С. 54.

Предположение о возмущении среди иудеев, не разделившихся между собой на некоторые партии, событийно невероятно.

См. приложение к переизданию: Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. — М., 1990. — С. 460.

Более подробный исторический обзор см. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. — СПб., 1907. — Т. П.

P. Andriessen (Rech. de theol. anc. et med. — 1946. — P. 5. — 39) приводит некоторые аргументы в пользу идентификации апологии Кодрата с анонимным «Посланием к Диогниту».

Altaner В., Stiiiber A. Patrologie. Freib.; Bas.; Wien, 1980.

Сам Тертуллиан считал, что именно Тацит был первым, кто сообщил о поклонении иудеев ослиной голове, однако в действительности эта сплетня имеет гораздо более древнюю историю.

1 Петр 2: 12.

Подобное явление было не редкостью среди христиан. Так, например, против такого излишнего рвения выступали Климент Александрийский («Строматы» IV, 4, 17, 1) и Ориген («Против Кельса» VIII, 65).

К их числу принадлежат «Строматы» Климента Александрийского, «Против Кельса» Оригена, «Евангельское приуготовление» и «Евангельское доказательство», а также «Против Иерокла» Евсевия Кесарийского, «Лечение эллинских недугов» Феодо- рита, «Adversus gentes» Арнобия, «Institutionis divinae» Лактанция, «De errore profanarum religionum» Фирмика Матерна, книги Кирилла Александрийского «Против Юлиана».

Наиболее отчетливо эта позиция проявлена в сочинениях Татиана, Тертуллиана, Арнобия, Орозия, отчасти у автора «Послания к Диоппггу».

См.: Nickelsburg, G. W. Е. Jewish Literature Between the Bible and the Mishnah. — London, 1981.

См.: Charlesworth J. H. The Old Testament Pseudepigrapha. — London, 1985. — P. 777.

Учитывая особенности ситуации и неопределенность понятия о христианах в то время, можно даже говорить о том, что Иосиф, защищая иудеев, видел в числе своих подзащитных и христиан. По крайней мере восстановленный текст его свидетельства скорее благожелателен, чем насторожен.