ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ТОМ ВТОРОЙ КНИГА ПЕР

2. БЕСЕДА ВТОРАЯ. Скорбь проповедника о совершившемся в Антиохии безумном мятеже, во время которого низвергнуты были царские статуи. — Бедственное состояние жителей города. — Христианин должен все сносить с надеждой на будущее. — Против богохульников. — В чем состоит истинное богатство. — Похвала и награда гостеприимству. — Плоды милостыни. — Непрочность богатства. — Бедность для тех, кто благоразумно сносит ее, есть великое богатство. — Об истине св. евхаристии. (Исправления — Меркулова Ирина, Баку)

3. БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. Об отправлении епископа Флавиана ходатайствовать пред императором о помиловании несчастного города. — В чем состоит истинный пост. — Бог хочет, чтобы люди сами к Нему прибегали. — Бесполезность поста, если мы не воздерживаемся от пороков. — Описание настоящего бедствия. — Частые землетрясения в Антиохии. — Нравственное увещание. (Исправления — Меркулова Ирина, Баку)

4. БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ. Увещание к народу о терпении. — Пример праведного Иова и трех отроков. — О воздержании от клятв. — Плоды скорбей. — Бедствие, как причина перемены к лучшему. — Поклонение персов огню как Богу. — Нравственное увещание. (Исправления — Роман Горский, Москва)

5. БЕСЕДА ПЯТАЯ. Терпение Иова — основа его славы. — Бедствия настоящей жизни — ничто. — Единственное истинное бедствие есть грех. — Нужно бояться не смерти, а оскорбления своими грехами Спасителя. — Чистая совесть не страшится смерти. — Покаяние утишает гнев Божий. — Покаяние ниневитян. — Нужно воздерживаться от клятвы. (Исправления — Меркулова Ирина, Баку)

6. БЕСЕДА ШЕСТАЯ. Власти отвращают от преступления внушаемым ими страхом. — Церковь утешает тех, кто были устрашены властями. — Различные побуждения к утешению жителей Антиохии: прежние и теперешние невзгоды достаточны для божественного милосердия. Бог уже показал знаки своего покровительства: препятствия, замедлившие прибытие царских уполномоченных. — Милость императора по случаю праздника Пасхи. — Не должно бояться смерти; должно бояться греха. — Лазарь и бессердечный богач. Три отрока в пещи огненной. — Увещание не клясться. (Исправления — Меркулова Ирина, Баку)

7. БЕСЕДА СЕДЬМАЯ. Нужно скорбеть только о грехе. — На слова: В начале сотворил Бог небо и землю. — Адам, где ты? — В них заключается много утешения. — Нужно отстать от привычки клясться. (Исправления — Меркулова Ирина, Баку)

8 БЕСЕДА ВОСЬМАЯ. Св. Писание есть неиссякаемый источник утешения. — Преимущества, какие оно доставляет людям. — На слова: Бог ходил вечером по раю. — Страх Адама; страх грешника вообще. — Увещание к добродетели. — Должно воздерживаться от клятвы. (Исправления — Меркулова Ирина, Баку)

9. БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ. Любовь проповедника к жителям Антиохии. — Поздравление им с их преуспеянием в добре. — Сожаление, что многие пренебрегают священными словами. — Почему св. Писание явилось так поздно? — Красота творения. — Звезды. — Ночь и день. — Порядок времен, земля и стихии, солнце — все это поведует всемогущество и премудрость Творца. — Должно воздерживаться от клятвы.

10. БЕСЕДА ДЕСЯТАЯ. Великая польза от слушания слова Божия. — Чудеса творения. — Представляемое ими изумительное разнообразие. — Неизвинительность язычников в том, что они боготворили вселенную. — Должно воздерживаться от клятвы. (Исправления — Меркулова Ирина, Баку)

11. БЕСЕДА ОДИННАДЦАТАЯ. Милость и прощение жителей Антиохии. — Чудеса творения. — Тело человеческое. — Глаза. — Уши. — Мозг. — Сердце. — Превосходство человека над животными. — Польза, какую человек получает от разных видов животных. — Должно воздерживаться от клятвы и готовиться достойно отпраздновать праздник Пасхи. (Исправления — Меркулова Ирина, Баку)

12. БЕСЕДА ДВЕНАДЦАТАЯ. Благодатное действие прощения оскорблений, нанесенных императору. — О том, что Бог проявляется в творении. — Творя человека, Бог вложил в его сердце начала естественного закона. — Тщательно должно избегать клятвы. (Исправления — Меркулова Ирина, Баку)

13. БЕСЕДА ТРИНАДЦАТАЯ. Поздравление народу по поводу того, что он избавился от своей тревоги и что после бури наступила тишина. — Возвращение к прежнему предмету. — Естественный закон, совесть и другие средства, которыми пользуется божественная благость для приведения нас к добродетели. — Дурная привычка антиохийцев — клясться при общественных и частных делах. — Радость об исправлении некоторых от этой привычки, но желательно было бы полное избавление от нее. — Увещание к исправлению. (Исправления — Роман Горский, Москва)

14. БЕСЕДА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. Новый тревожный слух после успокоения. — Неосновательность его и благодарение Богу за отвращение угрожавшей бури. — Продолжение прежнего предмета о клятвах. — Гибельность клятвы, доказываемая примером Ирода, который для исполнения своей безумной клятвы погубил Иоанна Крестителя. — Даже клятва частного лица причиняет много неудобств, а клятва государя может сделаться истинным бедствием для целого народа. — Пример неразумных клятв Саула и Иеффая. — Зло, причиненное царем Седекией иудейскому народу чрез нарушение клятвы в верности Навуходоносору. Как все воздерживались от бань во исполнение запрещения, наложенного Феодосием, так все должны исполнять и повеление Спасителя о непозволительности клятвы. — В Антиохии впервые последователи Христа стали называться христианами; поэтому ей следует быть и первым городом, изгоняющим всякое богохульство. (Исправления — Людмила Жмурина, С.-Петербург)

15. БЕСЕДА ПЯТНАДЦАТАЯ. Полезность страха. — Он больше приносит пользы, чем веселость. — Толкование на текст из книги Иисуса Сираха 9:18. — Средства обеспечения нас от опасностей мира сего. — Клясться хуже чем убивать. — Увещание о том, чтобы верные избегали клятв. (Исправления — Людмила Жмурина, С.-Петербург)