Православие и современность. Электронная библиотека

Неделя 3-я по Пятидесятнице

Евангельское чтение 3-й недели по Пятидесятнице говорит о Божием Провидении, о Промысле Божием над миром.

Веруем ли мы, каждый из нас христиан, в распростертую над миром и над каждым из нас десницу любви Божией? Деисты, да и многие христиане говорят: веруем в Творца вселенной, но участие Его в жизни мира отрицаем. Св. Иоанн Златоуст говорит, что так рассуждающие в ограде Церкви Христовой хуже и опаснее язычников. Мы же, к словам вселенского святителя, можем смело, безошибочно, добавить: отрицание Провидения Божия, т.е. отрицание попечения Божия о мире, делает человека противником своего разума.

Дорогие мои, мы знаем о том, что замысел Создателя о вселенной это замысел любви. Посему-то не может Бог Творец оставить мир Своим попечением.

В Священном Писании ясно и отчетливо утверждается неусыпная забота Создателя о человеке и о мире. "Ты даешь им — как животным, так и людям, — пищу в свое время", (Пс. 144:15; 103:27; 35:7) — говорит Давид псалмопевец, а многострадальный Иов, этот именитый и богатый, пораженный одиночеством, нищетой и проказой, восклицает, лежа на гноище: "жизнь и милость даровал Ты мне, и попечение Твое хранило дух мой" (Иов 10:12).

Ветхий Завет повествует о том, что Бог бдит над праотцами (Быт. 26:6; 28:15), что таинственное и верховное действие Промысла Божия проявляется во всей истории, и это ярко иллюстрируется в истории Иосифа Прекрасного, где зло, совершенное его братьями, обращено на служение Божию замыслу о спасении. Когда братья прибыли к Иосифу в Египет за хлебом, Иосиф сказал им: "Не вы послали меня сюда (в Египет), но Бог... вот вы умышляли против меня зло, но Бог обратил зло в добро, чтобы... сохранить жизнь великому числу людей" (Быт. 45:8; 59:20).

Все ветхозаветные пророки, провозглашая всемогущество Бога, говорят о том, что Создатель провидит в вечности, всем располагает и дает власть, кому хочет (Иер. 25:7 и след.).

Премудрый Соломон говорит: "Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом". — "Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ" (Притч. 16:1; 19:21). Уверенностью, что "человек предполагает, а Бог располагает" вдохновлены все священные книги Божественного Откровения. Без Бога напрасны усилия и бдительность людей, благодаря Ему — Доброму Пастырю — овцы Его и во тьме дольней идут уверенно к счастью (Пс. 125 и 22).

Цитируя свидетельства св. Писания, мы думаем о народе нашем: нынешние правители исключают мысль об участии Создателя в жизни мира, мы же, вооруженные оком веры, со всею силою нашего убеждения говорим: последнее слово принадлежит Богу! Господь наш Иисус Христос, подтверждая действие в мире Промысла Божия, открыл нам, людям, что Бог — Отец наш; что Божие Провидение, проводя человека и весь народ наш чрез испытания, требуя от нас постоянной Ему верности, зовет нас, зовет каждого человека к сотрудничеству с Собой. Это и приведет к падению зла, в мире воцаряющегося. Промысел Божий в мире проявляется, дорогие, в ходе всей истории. Он утверждает человека в надежде и требует, чтобы человек был соработником Богу в мире сем. Аминь.

Неделя 3-я по Пятидесятнице

"Мы соработники у Бога", — говорит ап. Павел. Откуда эта мысль у ап. Павла? Она исходит не только из учения Господа нашего Иисуса Христа о человеке, но имеет источником и Ветхий Завет. В Ветхом Завете говорится, что, закончив творение и упорядочение космоса ("и закончены были небо и земля и устройство их"), Бог "почил в седьмой день от дел Своих. И благословил Бог день седьмой и освятил его, потому что в этот день почил от дел, которые начал творить". Это место свящ. Книги указывает на то, что Бог определил миру и его дальнейшему развитию седьмой творческий день. Слово "почил" не означает — перестал действовать или промышлять о мире. Такое понимание этого слова исключается следующими словами: "благословил" и "освятил". Слово "почил" означает, что отныне в развитии мира примет участие не только одна воля Божия, но и воля Им созданного разумного существа — человека.

Итак, в словах ап. Павла и Ветхого Завета содержится указание на назначение человека, на его роль в этом мире. А слова Христовы в нынешнем Евангельском чтении указывают, чего должен избегать человек, какими должны быть его ум и сердце, чтобы он был в силах выполнять свое в жизни назначение.