Православие и современность. Электронная библиотека

Ответ на этот вопрос дает нам священная Книга — Библия — в ее двух частях. Ответ на этот вопрос слышим мы сегодня из уст ап. Павла: для спасения человека и всего человечества н у ж н о оправдание пред Богом. А что такое оправдание? Оправдание — это внутреннее возрождение человека. Оно реально совершается в человеке, в его поступках, в его реакции на происходящее в обществе и в мире, избавляя человека от чрезмерной привязанности к самому себе (Иоан. 7:18), к своей славе и соединяя его в вере с Иисусом Христом.

Ветхий Израиль подчеркивал свое преимущество перед всеми народами, разделяя человечество на чистых и нечистых, видя свое преимущество в том, что ему дан Закон Моисеев. Что такое Закон Моисеев? Это законодательство, которое Ветхий Завет связывает с именем Моисея; это — учение, Богом людям данное, как руководство их поведения, их отношения к Богу и людям. Этим Законом грех определяется и познается, но не снимается им грех. Одним законом спастись нельзя. Ветхозаветный Закон это опекун и "детоводитель ко Христу" (Гал. 3:23-25), и целью Ветхого Закона было — воспитать Израиль так, чтобы он стал сопричастным Божией воле, и подготовить его, а чрез него и все народы, к пришествию и принятию Спасения.

Ко времени пришествия Спасителя, чрез Моисея данный Закон как бы утонул в преданиях старцев (Талмуд). Вместо того, чтобы освободить людей от зла, закон еще больше погружал их во зло, так как дух Закона был вытеснен его обрядовым соблюдением и это, как свидетельствует ап. Павел, не делало иудеев более праведными в сравнении с язычниками (см. посл. Римлянам и Галатам). Обладавшие Законом и искавшие в нем праведности (Рим. 9:31) иудеи оказались такими же грешниками, как и язычники (Рим. 2:17-24; 3:1-20). С пришествием в мир Христа Спасителя отменяется бывшее различие между чистыми (иудеями) и нечистыми (язычниками), так как и первым и вторым открылся путь ко спасению (Деян. гл. 10).

Иисус Христос решительно противился преданию старцев, которого придерживались (и ныне придерживаются) книжники и фарисеи. Христос решительно отклоняет предание старцев именно потому, что оно приводило людей к нарушению Закона и забвению Слова Божия (Мрк. 12:28 и далее). Но к самому Закону Христос относился иначе: Он соблюдает его. Он, прежде всего, приводит различные предписания Закона в правильный порядок, и этот порядок сильно отличается от той иерархии ценностей, которую установили книжники и фарисеи, ради сохранения второстепенного, пренебрегшие главным, именно: справедливостью, милосердием и искренностью (Матф. 23:13-28).

"Древнее прошло, теперь все новое", ибо "во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание"; "кто во Христе, тот новая тварь" (2 Кор. 5; Гал. гл. 6).

С пришествием Христа рушилось основание для прежней похвальбы иудеев — рушилась их уверенность в том, что они оправданы Законом Моисеевым: ныне дан Новый Закон — закон веры во Христа, которым единственно человек оправдывается пред Богом. С пришествием Мессии-Христа, народ Божий перестал быть в подчинении "детоводителю". Христос есть "конец Закона" (Рим. 10:4); Он дает верующим доступ к праведности от веры (Рим. 10:5-13). "Я есть дверь: кто войдет Мною, тот спасется". "Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком", (Иоан. гл. 10) — говорит Господь. И когда возник вопрос: остается ли в силе, остается ли обязательным для ищущих спасения, для ищущих оправдания пред Богом, Закон иудейский, Апостолы решительно отвергли его, считая бессмысленным принуждать язычников "иудействовать", подчинять их закону иудейскому (Деян. гл. 15; Гал. гл. 2). Роль Закона закончена и, подобно Аврааму, отцу всех верующих, христиане оправдываются верою, независимо от Закона. Вера это — дар Божий. Когда язычники обращались ко Христу, Сам Бог, как свидетельствует книга Деяний Апостолов, "очищал сердца их верою" и, уверовав, язычники получали дар того же Духа Святого, что и верующие иудеи.

Верующий человек всегда помнит слова ап. Иакова: "вера без дел мертва". Его уму и сердцу созвучны слова Спасителя нашего: "ищите, прежде всего, Царствия Божия и правды его", слышанные в Евангелии нынешнего дня. И он сознает, что христианина обязывает нравственный идеал, данный Христом в заповеди о любви к Богу и о любви к ближнему, как самому себе, идеал осуществленный земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа и ставший для всех "законом Христовым". Аминь.

Неделя 3-я по Пятидесятнице

Евангельское чтение 3-й недели по Пятидесятнице говорит о Божием Провидении, о Промысле Божием над миром.

Веруем ли мы, каждый из нас христиан, в распростертую над миром и над каждым из нас десницу любви Божией? Деисты, да и многие христиане говорят: веруем в Творца вселенной, но участие Его в жизни мира отрицаем. Св. Иоанн Златоуст говорит, что так рассуждающие в ограде Церкви Христовой хуже и опаснее язычников. Мы же, к словам вселенского святителя, можем смело, безошибочно, добавить: отрицание Провидения Божия, т.е. отрицание попечения Божия о мире, делает человека противником своего разума.

Дорогие мои, мы знаем о том, что замысел Создателя о вселенной это замысел любви. Посему-то не может Бог Творец оставить мир Своим попечением.

В Священном Писании ясно и отчетливо утверждается неусыпная забота Создателя о человеке и о мире. "Ты даешь им — как животным, так и людям, — пищу в свое время", (Пс. 144:15; 103:27; 35:7) — говорит Давид псалмопевец, а многострадальный Иов, этот именитый и богатый, пораженный одиночеством, нищетой и проказой, восклицает, лежа на гноище: "жизнь и милость даровал Ты мне, и попечение Твое хранило дух мой" (Иов 10:12).

Ветхий Завет повествует о том, что Бог бдит над праотцами (Быт. 26:6; 28:15), что таинственное и верховное действие Промысла Божия проявляется во всей истории, и это ярко иллюстрируется в истории Иосифа Прекрасного, где зло, совершенное его братьями, обращено на служение Божию замыслу о спасении. Когда братья прибыли к Иосифу в Египет за хлебом, Иосиф сказал им: "Не вы послали меня сюда (в Египет), но Бог... вот вы умышляли против меня зло, но Бог обратил зло в добро, чтобы... сохранить жизнь великому числу людей" (Быт. 45:8; 59:20).