Православие и современность. Электронная библиотека

Все ветхозаветные пророки, провозглашая всемогущество Бога, говорят о том, что Создатель провидит в вечности, всем располагает и дает власть, кому хочет (Иер. 25:7 и след.).

Премудрый Соломон говорит: "Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом". — "Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ" (Притч. 16:1; 19:21). Уверенностью, что "человек предполагает, а Бог располагает" вдохновлены все священные книги Божественного Откровения. Без Бога напрасны усилия и бдительность людей, благодаря Ему — Доброму Пастырю — овцы Его и во тьме дольней идут уверенно к счастью (Пс. 125 и 22).

Цитируя свидетельства св. Писания, мы думаем о народе нашем: нынешние правители исключают мысль об участии Создателя в жизни мира, мы же, вооруженные оком веры, со всею силою нашего убеждения говорим: последнее слово принадлежит Богу! Господь наш Иисус Христос, подтверждая действие в мире Промысла Божия, открыл нам, людям, что Бог — Отец наш; что Божие Провидение, проводя человека и весь народ наш чрез испытания, требуя от нас постоянной Ему верности, зовет нас, зовет каждого человека к сотрудничеству с Собой. Это и приведет к падению зла, в мире воцаряющегося. Промысел Божий в мире проявляется, дорогие, в ходе всей истории. Он утверждает человека в надежде и требует, чтобы человек был соработником Богу в мире сем. Аминь.

Неделя 3-я по Пятидесятнице

"Мы соработники у Бога", — говорит ап. Павел. Откуда эта мысль у ап. Павла? Она исходит не только из учения Господа нашего Иисуса Христа о человеке, но имеет источником и Ветхий Завет. В Ветхом Завете говорится, что, закончив творение и упорядочение космоса ("и закончены были небо и земля и устройство их"), Бог "почил в седьмой день от дел Своих. И благословил Бог день седьмой и освятил его, потому что в этот день почил от дел, которые начал творить". Это место свящ. Книги указывает на то, что Бог определил миру и его дальнейшему развитию седьмой творческий день. Слово "почил" не означает — перестал действовать или промышлять о мире. Такое понимание этого слова исключается следующими словами: "благословил" и "освятил". Слово "почил" означает, что отныне в развитии мира примет участие не только одна воля Божия, но и воля Им созданного разумного существа — человека.

Итак, в словах ап. Павла и Ветхого Завета содержится указание на назначение человека, на его роль в этом мире. А слова Христовы в нынешнем Евангельском чтении указывают, чего должен избегать человек, какими должны быть его ум и сердце, чтобы он был в силах выполнять свое в жизни назначение.

"Говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела — во что одеваться". Не предавайтесь всей душей вашей материальным заботам, ибо вредно не только пристрастие, но даже чрезмерная суетная заботливость о самых нужных вещах. "И об одежде, что заботитесь?" — говорит Господь. И действительно, разве не носит явный характер греховности и, более того, характер рабства забота женщин о своей одежде? "Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его", — говорит Господь: прежде сего, будьте верны Богу и закону, воле Его и ищите пред Ним оправдания вашей жизни, тогда вселится в вас мир Божий, радость духовная, будет светло на душе и спокойна будет совесть ваша.

"Не можете служить двум господам... не можете работать Богу и мамоне", — говорит Господь. Мамона — это идол богатства, идол наживы, это всякая неправда, облекающая человека в лицемерие и лукавство, засоряющие сердца и помрачающие ум.

По своей физической природе, человек не только имеет право, но и обязан заботиться о поддержании своей телесной жизни, об удовлетворении ее законным потребностям. Однако, эта забота не должна простираться далее определенных границ, стать угождением плоти. Ибо, как только человек заботу о своей телесной природе поставит главной задачей своей жизни, он уже, в нравственном отношении, ниспадает на степень животного состояния. А ведь, как нравственное существо, как соработник Богу, человек должен быть, по отношению к своей материальной природе, не рабом, а господином. Забывает человек о своем долге и обязанности перед собой, в отношении Бога и мира. А долг и обязанность человека состоит в развитии своей духовной жизни, своей духовной природы. Что же является помехой в исполнении этого долга в отношении самого себя? В большей мере, недостаток веры в то, что будущее мира зависит от поступков и от духовной качественности отдельных людей. Затем, поглощение внимания и воли современного человека внешним миром, парализующее его внутреннюю жизнь, вызывающее раздвоение между разумом и сердцем, и раздвоение между воскресным и будничным сознанием. Исполнением долга в отношении своей духовной природы, углублением и укреплением своей духовной жизни, восстанавливается гармония разума с сердцем и человек снова становится способным исполнить его назначение в мире, стать Богу соработником.

Как соработник Богу, человек не должен пользоваться преимуществами своей жизни исключительно в личных себялюбивых целях, но всегда должен употреблять их на служение другим. А это возможно только при наличии любви, часто самоотверженной любви к ближнему, как к самому себе, и к Богу. Любовь должна быть дыханием жизни — личной, семейной и общественной. Человек, как Богу соработник, является существом нравственным, посему и жизнь его, и в семье и в обществе, должна быть нравственной. Но нравственность покоится на религии, на живой вере, как на своем корне и фундаменте; следовательно, человек должен быть в постоянном общении с Богом чрез молитву и добрые дела, совершаемые во имя Христа, во славу Божию. Аминь.

Неделя 4-я по Пятидесятнице

(Матф. 8:5-13).