Православие и современность. Электронная библиотека

"Говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела — во что одеваться". Не предавайтесь всей душей вашей материальным заботам, ибо вредно не только пристрастие, но даже чрезмерная суетная заботливость о самых нужных вещах. "И об одежде, что заботитесь?" — говорит Господь. И действительно, разве не носит явный характер греховности и, более того, характер рабства забота женщин о своей одежде? "Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его", — говорит Господь: прежде сего, будьте верны Богу и закону, воле Его и ищите пред Ним оправдания вашей жизни, тогда вселится в вас мир Божий, радость духовная, будет светло на душе и спокойна будет совесть ваша.

"Не можете служить двум господам... не можете работать Богу и мамоне", — говорит Господь. Мамона — это идол богатства, идол наживы, это всякая неправда, облекающая человека в лицемерие и лукавство, засоряющие сердца и помрачающие ум.

По своей физической природе, человек не только имеет право, но и обязан заботиться о поддержании своей телесной жизни, об удовлетворении ее законным потребностям. Однако, эта забота не должна простираться далее определенных границ, стать угождением плоти. Ибо, как только человек заботу о своей телесной природе поставит главной задачей своей жизни, он уже, в нравственном отношении, ниспадает на степень животного состояния. А ведь, как нравственное существо, как соработник Богу, человек должен быть, по отношению к своей материальной природе, не рабом, а господином. Забывает человек о своем долге и обязанности перед собой, в отношении Бога и мира. А долг и обязанность человека состоит в развитии своей духовной жизни, своей духовной природы. Что же является помехой в исполнении этого долга в отношении самого себя? В большей мере, недостаток веры в то, что будущее мира зависит от поступков и от духовной качественности отдельных людей. Затем, поглощение внимания и воли современного человека внешним миром, парализующее его внутреннюю жизнь, вызывающее раздвоение между разумом и сердцем, и раздвоение между воскресным и будничным сознанием. Исполнением долга в отношении своей духовной природы, углублением и укреплением своей духовной жизни, восстанавливается гармония разума с сердцем и человек снова становится способным исполнить его назначение в мире, стать Богу соработником.

Как соработник Богу, человек не должен пользоваться преимуществами своей жизни исключительно в личных себялюбивых целях, но всегда должен употреблять их на служение другим. А это возможно только при наличии любви, часто самоотверженной любви к ближнему, как к самому себе, и к Богу. Любовь должна быть дыханием жизни — личной, семейной и общественной. Человек, как Богу соработник, является существом нравственным, посему и жизнь его, и в семье и в обществе, должна быть нравственной. Но нравственность покоится на религии, на живой вере, как на своем корне и фундаменте; следовательно, человек должен быть в постоянном общении с Богом чрез молитву и добрые дела, совершаемые во имя Христа, во славу Божию. Аминь.

Неделя 4-я по Пятидесятнице

(Матф. 8:5-13).

"Ищите прежде всего Царствия Небесного и правды его". Эти слова Евангелия унесли мы в сердцах наших в прошлое воскресенье. Мы их приняли, как призыв к труду над собой. В то же воскресенье, Сам Господь указал нам, как положить начало этому труду, в чем оно. Если совесть твоя, ум твой будет чист — то и на душе будет светло и радостно, все существо твое светло будет. "Царство Божие внутри вас", — говорит Господь, и достигаем его мы строгостью к себе и трудом над собой. Это — первая ступень, ведущая нас к радости усыновления Богу. А затем — прилагай усилие к тому, чтобы быть, Господу содействующу, исполнителем заповедей Божиих так, чтобы твоя воля слилась постепенно с волей Божией. Воля Божия о человеке выражена в заповедях Божиих, из коих первая: "возлюби Господа Бога твоего всем существом твоим", и вторая: "возлюби ближнего твоего, как самого себя".

В сегодняшнем Евангелии дается нам живой пример такой любви в лице язычника, римского воина-сотника. Римлянин сотник, по своему положению, являлся не только господином, но и хозяином над каждым иудеем. Но смотрите, из любви к слуге-иудею он сам становится рабом! От любви к слуге-иудею из сердца язычника-сотника излучается глубочайшее смирение. Кто для него Христос? Для римлянина-язычника Христос лишь подвластный ему еврей; он не знает Христа, как Мессию, он лишь слышит о Нем, как о замечательном Человеке; он может приказать Христу придти, может послать за Ним своих подчиненных. Но нет, он сам идет ко Христу, идет просить за кого? За родного? Нет, за слугу еврея. Сотник, римский гражданин-офицер, просит у Иудея, каким был для него Христос, просит милости.

"Господи, слуга мой лежит дома... жестоко страждет"... — сколько сострадания в этих словах, сколько любви к страдающему рабу! И эту любовь принес сотник-язычник Христу. Любовь и смирение, свет и теплота сердечная — это зачатки Царства Божия в сердце сотника-язычника.

Просто отвечает сотнику Господь: "Я приду и исцелю его". И вот тут еще глубже раскрывается сердце сотника. Он восклицает: "Я не достоин, чтобы Ты, Праведник, вошел в дом мой! Я — недостоин!" Сотник признает себя грешником и говорит Христу: "Ты скажи только слово и выздоровеет слуга мой".

Любовь — смирение — вера. Они неразрывны, неотделимы: одно из другого вытекает, одно другое питает. Сотник-язычник выявил веру, о которой Господь сказал: "И в Израиле не нашел Я такой веры; а ты, сотник, иди: как уверовал, да будет тебе". И выздоровел слуга его в тот час. Это было наградой сотнику за его любовь, смирение и веру.

Православный русский человек! Вся история твоего Отечества свидетельствует о том, что не чужды и тебе эти дивные качества души. Никогда не делал ты различия между эллином и иудеем, всегда ты являл себя милосердным самарянином в отношении каждого иноплеменника, и в отделенном от тебя иноплеменнике страждущем ты видел брата. Да принесут эти качества и твоей души радость исцеления Отечества твоего, России, от марксо-ленинского беснования, превратившего наш Священный Кремль в рассадник мировой чумы. Сие буди, буди! Аминь. (Сказано это во времена господства коммунизма).