Православие и современность. Электронная библиотека

"Ищите прежде всего Царствия Небесного и правды его". Эти слова Евангелия унесли мы в сердцах наших в прошлое воскресенье. Мы их приняли, как призыв к труду над собой. В то же воскресенье, Сам Господь указал нам, как положить начало этому труду, в чем оно. Если совесть твоя, ум твой будет чист — то и на душе будет светло и радостно, все существо твое светло будет. "Царство Божие внутри вас", — говорит Господь, и достигаем его мы строгостью к себе и трудом над собой. Это — первая ступень, ведущая нас к радости усыновления Богу. А затем — прилагай усилие к тому, чтобы быть, Господу содействующу, исполнителем заповедей Божиих так, чтобы твоя воля слилась постепенно с волей Божией. Воля Божия о человеке выражена в заповедях Божиих, из коих первая: "возлюби Господа Бога твоего всем существом твоим", и вторая: "возлюби ближнего твоего, как самого себя".

В сегодняшнем Евангелии дается нам живой пример такой любви в лице язычника, римского воина-сотника. Римлянин сотник, по своему положению, являлся не только господином, но и хозяином над каждым иудеем. Но смотрите, из любви к слуге-иудею он сам становится рабом! От любви к слуге-иудею из сердца язычника-сотника излучается глубочайшее смирение. Кто для него Христос? Для римлянина-язычника Христос лишь подвластный ему еврей; он не знает Христа, как Мессию, он лишь слышит о Нем, как о замечательном Человеке; он может приказать Христу придти, может послать за Ним своих подчиненных. Но нет, он сам идет ко Христу, идет просить за кого? За родного? Нет, за слугу еврея. Сотник, римский гражданин-офицер, просит у Иудея, каким был для него Христос, просит милости.

"Господи, слуга мой лежит дома... жестоко страждет"... — сколько сострадания в этих словах, сколько любви к страдающему рабу! И эту любовь принес сотник-язычник Христу. Любовь и смирение, свет и теплота сердечная — это зачатки Царства Божия в сердце сотника-язычника.

Просто отвечает сотнику Господь: "Я приду и исцелю его". И вот тут еще глубже раскрывается сердце сотника. Он восклицает: "Я не достоин, чтобы Ты, Праведник, вошел в дом мой! Я — недостоин!" Сотник признает себя грешником и говорит Христу: "Ты скажи только слово и выздоровеет слуга мой".

Любовь — смирение — вера. Они неразрывны, неотделимы: одно из другого вытекает, одно другое питает. Сотник-язычник выявил веру, о которой Господь сказал: "И в Израиле не нашел Я такой веры; а ты, сотник, иди: как уверовал, да будет тебе". И выздоровел слуга его в тот час. Это было наградой сотнику за его любовь, смирение и веру.

Православный русский человек! Вся история твоего Отечества свидетельствует о том, что не чужды и тебе эти дивные качества души. Никогда не делал ты различия между эллином и иудеем, всегда ты являл себя милосердным самарянином в отношении каждого иноплеменника, и в отделенном от тебя иноплеменнике страждущем ты видел брата. Да принесут эти качества и твоей души радость исцеления Отечества твоего, России, от марксо-ленинского беснования, превратившего наш Священный Кремль в рассадник мировой чумы. Сие буди, буди! Аминь. (Сказано это во времена господства коммунизма).

Неделя 4-я по Пятидесятнице

Когда Спаситель прибыл с Горы Блаженств в г. Капернаум, навстречу Ему вышла депутация должностных членов синагоги с просьбой от язычника-сотника, любимый раб которого был схвачен опасным припадком болезни и жестоко страдал. Может показаться странным, что иудейские старейшины приняли такое близкое участие в человеке-язычнике. Происходило это в начальном периоде земного служения Христа, когда не было к Нему смертельной вражды со стороны народом управляющих книжников и фарисеев. И старейшины спешат объяснить Спасителю, что этот язычник не только любит их народ, но даже на свой счет построил в Капернауме величественную синагогу.

Язычник-сотник был, видимо, человеком доброй души. Об этом свидетельствует его забота о рабе. Ведь, рабы в то время, по воззрению римского закона, считались наравне с домашним скотом.

Христос немедленно ответил на просьбу иудейских старшин: "Я приду и исцелю его". Но на дороге они встретили других, посланных от человеколюбивого и смиренного сотника. Через этих новых посланцев сотник просит Христа не входить под недостойный кров язычника, а исцелить страждущего Своим чудесным словом.

"Я", — говорит сотник, — "хотя и подвластный человек, всегда имею у себя слуг, готовых исполнить мои приказания, так не может ли и Христос повелеть невидимым слугам исполнить Свою волю, Сам не принимая этого труда на себя?" Спаситель был поражен столь замечательной его верой, равной которой он не нашел даже в Израиле.

Кто такой язычник для иудея? Это — отверженный, это ветвь дикой маслины, в то время как иудеи являлись сынами царства, садовой маслиной, бывшей под особым попечением Иеговы. И вот на этой дикой маслине Христос нашел то, чего не встречал на маслине садовой, и из этого обстоятельства Он извлек поучение, которое крайне неприятно поразило иудеев, услышавших о том, что многие из настоящих сынов царства будут извержены во тьму кромешную, а многие с Востока и Запада, т. е. язычники, возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном.

Это заявление Спасителя шло в разрез с излюбленными мечтами самомнящего древнего иудейства. По одному из раввинских поучений, Сам Бог говорит иудеям: "В будущем мире Я накрою для вас, иудеев, большой стол, который увидят язычники и посрамятся". А вот этот Галилейский Учитель вдруг проповедует отвержение иудеев и призвание язычников.