Православие и современность. Электронная библиотека

Слепота и немота с беснованием. Не характерны ли эти недуги для большинства современных христиан? Есть, дорогие, слепота физическая, но существует и слепота духовная. Это — наше неверие и маловерие, это — бесцельность жизни и душевная пустота, это — окаменелость нашего сердца, тоска и чувство оставленности Богом, это и убийственное чувство одиночества. Существует и немота духовная. Что же это? А это — прежде всего — отсутствие молитвы; неумение принять участие, — добрым словом, молитвой и жертвой, — в страдании и в горе чужого нам человека; это, — при способности и склонности говорить обо всем, — отсутствие желания и склонности говорить о своей духовной жизни, о явлениях силы Божией в мире, свидетельствовать об участии в жизни человека десницы Всевышнего.

Как же исцелиться человеку от этих недугов? Только Христос может исцелить нас, нашу слепую и немую душу. Не без труда получили слепцы прозрение. Долго бежали они за Христом. И лишь после их решительного ответа на вопрос: "Веруете ли, что Я могу это сделать?" — "Ей, Господи, веруем", — коснулся Христос очей их, и они прозрели. Так и нас вопрошает Господь: веруешь ли, что Я могу тебе помочь?

Мои дорогие, вернуть человеку зрение, вернуть ему свет может только Христос — Свет Истинный, так же как и насытить бессмертную душу может только Бог — не идея

Бога, а Бог живой, Сущий, как и жажду утолить может не мысль о воде, а лишь сама вода. "Как воду надо пить — принять в себя, так и Бога недостаточно иметь в уме, в мышлении, но надо дать Ему место в нашем сердце, в нашей воле, в жизни повседневной".

Вот, это путь к прозрению, путь к обретению света и смысла для тех, кто утерял подлинную ценность жизни, у кого сумерки на душе. "Ей, Господи, веруем", — ответили слепцы. Веру и труд приложили приведшие ко Христу немого-бесноватого. И нам надо приложить веру и труд. Великие люди Руси Православной дают нам в этом благие советы, советы к достижению света и смысла. "Всегда поступай так, чтобы в каждом твоем поступке небо с землей сочеталось", — говорит В. Соловьев. "Не упусти случая сделать добро" — слышим мы из уст московского врача д-ра Гааза. Так поступая, мы находим Христа, а "находя Христа, мы находим себя", — говорит Ф. М. Достоевский.

Евангельские слепцы настойчиво следовали за Христом. Это и наш с вами путь. И если к нашему: "ей, Господи, веруем" мы приложим труд любви и внимания к ближним, приложим и участие в возрождающих нас Таинствах, — "со страхом Божиим и верою" приступая к очищающей и возрождающей нас Чаше, — не пребудем в слепоте и в немоте душевной. Аминь.

Неделя 7: "По вере вашей будет вам"

"По вере вашей да будет вам", — сказал Господь слепцам, и они тотчас прозрели. Повествует нынешнее Евангелие и об исцелении бесноватого; злой дух запечатал уста его, и отверзлись уста от прикосновения к ним десницы Господней.

Слепота и беснование. Не суть ли то недуги нашего времени? Зрение! — им наслаждается человек красотою мира, с помощью зрения, по книге Бытия — по живой книге вселенной, познает человек Творца, познает тот Высший Разум, к прославлению Которого призваны уста его. И вдруг... лишен человек и зрения, лишен и речи, беснуется он. Беснование современного человека так наглядно и очевидно, и происходит оно именно от слепоты духовной.

Тоска, скука, упадок воли к жизни, томление духа, растерянность, — не характерно ли все это для большинства, для подавляющего большинства современных людей, и, увы, молодежи? "Ужас бесцельности и ужас бессилия", — вот два ужаса, которые поражают ныне многих. Откуда же эти недуги духовные, как не от слепоты? Слепота рождает бесцельность, а от бесцельности, от потери смысла труда и самой жизни, рождаются эти страшные недуги. Для чего жить, — для борьбы? Трудиться лишь для того, чтобы существовать? Но — во имя чего, во имя какой цели? Во имя кладбища, смерти? "Больница, тюрьма и кладбище — вот три учреждения, которые господствуют в жизни", — говорит Бердяев. Но если это так, то жизнь является гнусной насмешкой над человеком.

Лишь цель, объективная и вечная, может собрать расслабленные силы человека, цельной сделать волю человека, направить силы ее к достижению цели. Но эта цель утеряна современным человеком. Он, быть может, и сознает существование ее, но, ввиду духовной слепоты и полоненности плотью, недоступен ему свет, от Цели исходящий. Клеть сердца его плотно закрыта, посему не может проникнуть в него свет утерянной Цели, свет вечного Смысла. А так как жизнь не терпит пустоты, мечется человек, чтобы заполнить жизнь свою, и, по слепоте своей, заполняет ее миражами, "ценностями кладбища" — тлением и прахом.

Неудовлетворенный, убивает он время в развлечениях, не созидающих, а расщепляющих личность его, единство воли, мысли и чувства.

Беснуется современный человек, утерявший гармонию сил своих внутри себя, пустотою мучится он. Беснуется от слепоты духовной. Да и как быть зрячим ему, когда сердце его замусорено, когда страсть и похоти прочно в нем гнездо свили? Чтобы получить способность сердцем воспринять свет, а затем и прозреть, необходимо вымести мусор из сердца, покаянными слезами и подвигом обращения к Богу, подвигом очищения, восстановить в себе силы духовные; только к чистоте стремящееся сердце способно воспринять свет и понять Цель. "Блажены чистые сердцем, яко тии Бога узрят", — говорит Христос.