Православие и современность. Электронная библиотека

Неделя 9-я по Пятидесятнице

(Матф. 14:22-34).

"Ободритесь, это Я, не бойтесь".

С этими словами обратился Господь к Апостолам. По бурным волнам к ним приближающегося Господа они приняли за призрак и в страхе закричали.

Страх, об этом биче нашей жизни и скажем сегодня несколько слов. Разный он по своему содержанию, разный по причинам, его вызывающим.

Есть страх благоговейный, есть страх и животный. Страх благоговейный лежит в основе религиозного чувства, этим страхом углубляется религиозное чувство человека. Читая Ветхий Завет, мы восторгаемся благоговейным страхом Моисея, когда стоял он перед Купиной Неопалимой, и патриарха Иакова, после ночного видения Лестницы, соединяющей небо и землю. Восторгаемся и благоговейным страхом и судьи Гедеона при виде проявления силы Божией, и пророка Исаии, когда он, видя славу Божию, воскликнул: "Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа". Благоговейный был страх и тех, кто видал чудеса, совершаемые Иисусом Христом и Апостолами. Благоговейным является и страх, с которым мы приступаем ко св. Чаше, сознавая наши греховность и недостоинство.

Страх животный — этот страх вызывают в человеке жизненные неудачи, стихийные бедствия и над человеком нависшая, ему угрожающая чужая злая воля. Кто не знает этого чувства, кто не пережил его? Можно смело сказать: современный человек находится в плену у этого именно страха, он всюду подстерегает его. Чем это объяснить? Не тем ли, что современная жизнь устрояется не по воле Творца и Промыслителя мира, устрояется не по Божиему закону любви, а устрояется по велениям испорченной человеческой природы и от Бога отпавшего, в потемках блуждающего ума. Устраивая жизнь по своему разумению, человек попадает в плен человеческих условностей, они опустошают душу его и теряет человек в жизни опору. Попадает в рабство страха. Чувство страха чуждо воле Божией, обращенной к человеку: не хочет Господь вызывать страх у человека. "Не бойся", — говорит Господь судье Гедеону. "Не бойся — говорит Бог Аврааму — Я твой щит". "Не бойтесь убивающих тело", — говорит Христос Апостолам, которых ожидают гонения. "Не бойся, малое стадо", — говорит Он Церкви Своей. "Не бойтесь — ободритесь", — говорит Христос Апостолам, застигнутым бурей в море.

Верующему человеку, чуждо чувство страха, а если и случается, что посетит его это чувство, он легко побеждает его. Апостол говорит: "Кто исповедует, что Иисус Христос есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге". "Бог есть любовь, и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее", а "в любви нет страха... совершенная любовь изгоняет страх", — свидетельствует нам ап. Иоанн, испытавший за Христа гонения и страшные мучения, пытки.

Верующий человек, укрепленный доверием к Богу всегда возглашает: "Господь — Свет мой и спасение мое, кого мне страшиться? Господь — крепость жизни моей: кого мне бояться? Если я пойду и долиной смертной сени — не убоюсь зла, ибо Ты со мною" (Пс. 26 и 22). С пришествием к нам Сына Божия страх остается уделом грешников, закоренелых во зле, в своем ожесточении. Аминь.

Неделя 9-я по Пятидесятнице

В прошлое воскресенье слышали мы Евангелие о умножении 5-ти хлебов и насыщении 5,000 человек, кроме женщин и детей. "Так умножить хлебы и две рыбы не менее значительно, чем произвести из земли плод и из воды живое существо", — воскликнули мы вместе со св. Иоанном Златоустом.

Окончилась чудесная трапеза, собрали 12 полных коробов остатков. И пораженный чудесным умножением хлебов народ хотел силою взять Иисуса Христа и провозгласить Его царем. Зная намерения вождей народных, Иисус Христос тотчас, по совершении чуда, повелел ученикам войти в лодку и отплыть на другую сторону озера, пока Он отпустит народы. Господь хотел, чтобы ученики, оставшись наедине, глубже вдумались в то чудо, участниками которого они сами были. Сам же, отпустив народ, взошел на гору помолиться наедине. Услыхав об убиении Иродом Его возлюбленного Предтечи Иоанна, зная — что приближается и Его час страданий, Иисус укрепляет Свою человеческую природу в молитвенной беседе во Своим Отцом Небесным. Почти всю ночь проводит Он в молитве, научая и нас усердию в этом святом делании.

А между тем поднялась буря, разбушевалось море, лодка с Апостолами готова опрокинуться от прибоя волн. До изнеможения работают веслами опытные рыбаки... а Господа все еще нет. Он попускает буре застигнуть их в бушующем море среди ночи, одних, раскрывая пред ними предстоящий им, полный бедствий, путь их Евангельской проповеди, и возбуждая в них желание всегда быть с Ним, необходимость непрестанного о Нем памятования. Он, незримый — всегда близок к призывающим Его.