Православие и современность. Электронная библиотека

"Господи, помилуй сына моего, он беснуется и тяжко страдает".

У немецкого художника Шнейдера есть картина. На правой половине картины изображена гора, в ней устроен храм. Громадные статуи, высеченные из целых гранитных скал, подпирают своды входных дверей. Веками люди созидали святыню, с любовью вложили в нее свой труд и свое искусство. И всему этому угрожает внезапная гибель: слева приближается к храму обнаженный человек, он совершенно гол, а на голове у него курящаяся бомба. Он приближается к вековой святыне, чтобы разрушить ее. Лицо его дышит зловещей злобой и раздражением.

Разве не узнаем мы в этой картине окружающую нас действительность? От 1917 года по нынешний день пред нами развертывающихся событий? Нынешние вожди в 17-м году были молодыми людьми. Чем вызвана эта зловещая злоба их, эта ненависть к святыне вековой, свойственные и части нынешней молодежи? Вызвана одержимостью, беснованием, душевными потемками, пустотой души. От чего же в душе их потемки, от чего беснование? От их наставников, начиная от Маркса, Ленина, Фрейда и прочих.

А подумайте, что слышит молодежь и что видит она ныне в школе, среди сверстников, в кино, да и, часто, в семье? Призыв к свободе от воли родительской, проповедь своеволия, приучают их жить на показ. Сызмала видит ребенок фальшь и лицемерие в жизни старших.

Речей о том, как служить общему благу, о том, что жизнь есть общий — соборный — подвиг, который все мы должны облегчать друг другу, что в жизни главное — чистая душа и доброе сердце — ребенок не слышит. С детства развивают в нем самолюбие, "с детства дразнят одну утробу его и он начинает смотреть на жизнь глазами голодного волка".

И с годами юноша, или девушка, вступая в жизнь, идут как на охоту за добычей, а не как на служение добру и правде, на труд во славу Божию. Наслаждения становятся основным его желанием, наслаждения стали, затем, и главным двигателем его действий и творчества. Все стремятся к наслаждениям плоти, не думая о том, что эти наслаждения истощают человека и физически и душевно, что в них начало внутреннего опустошения, беснования, ускорение смерти. Убита в молодом человеке искра Божия, убита уродливым воспитанием, не развито в нем сознание необходимости скромной и честной, во славу Божию, жизни и деятельности.

Отсюда-то и потемки в душе, отсюда и беснование. Для чего жить, трудиться? Для того ли, чтобы, как говорит Ф. М. Достоевский, "быть навозом для гармонии грядущих поколений", т.е. для кладбища, ибо, по учению материализма, и будущие поколения в навоз превратятся.

Ужас бессмыслицы поражает молодежь. Но этот смысл дан нам. Он дан Христом. Христос есть Путь и Истина и Жизнь. В Нем утверждается достоинство и величие человека, в Нем раскрыты цель и смысл жизни. И как некогда с высоты Креста Христос озарил весь мир Светом Своим, так светит Он и ныне миру, в своем отвержении Христа уподобляющемуся живой плотской массе, подгоняемой духом зла, разрушения. Аминь.

Неделя 11-я по Пятидесятнице

(Матф. 18:23-35).

О прощении обид говорит нам нынешнее Евангельское чтение. Что такое прощение? Прощение — это средство к излечению психики человека, к восстановлению в нем Царства Божия. Умение прощать — это признак христианской настроенности души и заботы о ближнем, это признак нашего пребывания в любви. "Бог есть Любовь", "пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1 Иоан. 4:16).

Устремляя ум и волю человека к осмысленной, достойной величия человека жизни, Христос ставит всепроникающим началом нравственной жизни и деятельности человека любовь к Богу больше всего и любовь к ближнему, как к самому себе.

У подножия Креста раскрылся дивный образ всех объемлющей полноты Божественной Любви. Это то новое, что, как возрождающая сила, вошло в жизнь человечества, ко времени явления Христа скатившегося к глубокой пропасти. Христианство внесло в человеческий мир совершенно новый принцип любви к Богу и к людям, и этот дух любви, как специфическая основная черта христианства, отличающая его от всех других форм религиозной веры, выступил с того времени сильным и победоносным фактором жизни человечества.